Как делается выгребная яма из покрышек — описание конструкции и технологии ее устройства

Устройство выгребной ямы из старых покрышек

Для строительства подобной конструкции необходимо найти несколько использованных покрышек большегрузных автомобилей или тракторов. Затем на определенную глубину выкопать яму, которая должна быть немного шире диаметра покрышек.

Далее, рекомендуется снаружи и внутри обработать стыки покрышек гидроизоляционным составом. Лучше всего для этого подойдут материалы на битумной основе. Замазывать швы раствором из цемента и песка не следует, так как устройство не будет иметь жесткой формы, и смесь выпадет из щелей.

Котлован под выгребную яму из покрышек

Снаружи, желательно, полученную емкость обмотать рубероидом и приклеить его с помощью горячего битума. Затем, яму нужно засыпать землей или смесью песка и гравия. Если есть возможность, то такую же смесь нужно уложить на дно ямы толщиной около одного метра. Это будет естественный своеобразный фильтр, который немного уменьшит загрязнение почвы. Для верхней покрышки нужно изготовить и установить люк.

Перед засыпкой грунтом ямы следует установить в нее вводную трубу из дома диаметром 100 миллиметров. Для того чтобы сделать отверстие в покрышке для трубы, необходимо будет проявить смекалку и сообразительность. Для этого можно использовать болгарку и большой острый нож. Покрышки, особенно тракторов очень прочны.

Подвод трубы в выгребную яму

Требования по размещению выгребной ямы на участке

Выгребная яма должна располагаться от жилого дома на расстоянии не меньше 5 метров. А расстояние от водопровода до выгребной ямы должно составлять не менее 30 метров. Иначе источники питьевой воды могут быть отравлены. До границы участка это расстояние составляет не меньше 2 метров.

В этом случае необходимо для канализации строить септик с изолированным дном и дополнительным фильтром.

Выгребная яма должна иметь удобный проезд для ассенизаторской машины, потому что периодически, по мере заполнения, нужно будет удалять из нее отходы. С каждым годом эту процедуру нужно будет делать все чаще.

Для того чтобы неприятные запахи от ямы не распространялись по участку загородного дома следует сделать вентиляцию с помощью трубы и расположить ее как можно выше. По правилам высота вентиляционной трубы должна находиться в пределах 4 метров.

Выгребная яма с переливом

Для уменьшения частоты откачки стоков и отходов используется выгребная яма с переливом. Она состоит из двух частей. Из первой емкости должна выходить труба во вторую часть ямы, или нужно сделать отверстия в стене первой. Когда первая часть выгребной ямы заполнится, то сточные воды пойдут в следующую часть устройства.

Вторую часть ямы лучше делать из старого кирпича, который обойдется намного дешевле новых изделий. А вместо отверстий для слива воды в стене можно в определенных местах кирпич не ставить, то есть расположить в шахматном порядке. Дно второй емкости следует сделать из слоя песка и щебня, которые будут дополнительным фильтром.

Для постоянного проживания в частном доме или на даче такую яму делать не стоит. Если пребывание людей в доме будет временным или сезонным, то подобный вариант выгребной ямы из покрышек справится с задачей вывода сточных вод и отходов. Стоимость такого устройства значительно меньше, чем строительство септика из бетонных колец и кирпича.

Выгребная яма из старых покрышек автотранспорта имеет много недостатков:

  • небольшой срок эксплуатации вследствие быстрого наполнения, не более 10 лет;
  • неприятные запахи на участке загородного дома или дачи;
  • герметичность резервуара из покрышек будет служить недолго, в результате произойдет заражение участка вредными веществами, которые попадут в почву;
  • трудности в ремонте и невозможность демонтажа приведут к тому, что с течением времени подобную систему канализации или новое, более совершенное устройство, придется делать на другом месте.

Выгребная яма из покрышек относительно дешева по сравнению с другими системами канализации. Это ее единственное достоинство, а недостатки не создадут комфортные условия для проживания людям. Лучше один раз потратить деньги на современный септик с биологической очисткой стоков, чем переделывать в будущем выгребную яму.

Монтажные работы

Рассмотрим, как должны проходить монтажные работы по строительству ям из старых автопокрышек. Для этого следует запастись необходимым количеством одинаковых по размеру автошин, а также приготовить инструмент – лопаты.

Земельные работы

  • На место строительства ямы укладывается покрышка и обрисовывается ее контур.
  • От полученной линии делают отступ в 10 см и очерчивают контур будущей ямы. Так определяется диаметр котлована, а вот глубина сливной ямы зависит от того, какой объем резервуара требуется получить. Как правило, для дачной канализации используется 5-7 покрышек, уложенных друг на друга. Высотой этой стопки и определяется глубина котлована, который следует подготовить.

  • Начинают работу, используя самые обычные штыковые лопаты. А вот, когда глубина ямы станет такой, что работать будет неудобно, потребуется воспользоваться инструментом на длинных черенках.
  • Сначала используется штыковая лопата. Ею производят обработку вертикальных стенок котлована и рыхление грунта на глубине. Затем при помощи совковой лопаты грунт извлекается на поверхность.

Сооружение дренажной скважины

После того, как копка сливных ям завершена, следует в ее центре сделать дренажную скважину. Эта деталь необходима для повышения степени дренирования. Выполняется работа так:

  • При помощи садового бура выполняется скважина, ее глубина может достигать 5 метров.
  • В скважину опускают дренажную трубу (трубу из пластика с отверстиями для прохождения воды).
  • При этом верхняя часть трубы должна выступать над уровнем дна ямы примерно на метр. Это необходимо для того, чтобы твердые отходы не попадали в дренажную скважину. С этой же целью верх трубы накрывают полимерной сеткой.
  • На дно ямы насыпают десятисантиметровый слой щебня.

Подготовка покрышек и их укладка

Выбор покрышек зависит от требуемого объема сливной ямы. Если расход воды небольшой, то можно использовать покрышки от легкового автомобиля. Для изготовления более объемного резервуара нужна резина от грузовика или спецтехники.

Разумеется, не требуется покупать новую резину, в этом случае, строительство сливной ямы влетело бы в копеечку. Профиль протектора для строительства этого очистного сооружения не имеет значения.

Резина может быть полностью изношенной, но на ней не должно быть повреждений – порезов:

  • Чтобы исключить накапливание отходов во внутренних частях покрышек, с одной стороны шин следует срезать внутреннюю часть обода. Делается это при помощи электролобзика.
  • В покрышке, к которой будет подведена впускная канализационная труба, выполняют отверстие для ее подключения. Для разрезания металлокорда в покрышке следует использовать ножовку по металлу.
  • Покрышки укладывают в колодец, при этом, верхняя должна быть несколько выше уровня грунта.
  • Пространство между стенками ямы и покрышек засыпают щебнем или грунтом.
  • Сверху яму прикрывают крышкой из пластика. В крышке следует предусмотреть отверстие для осуществления контроля наполнения ямы.
  • Поверх крышки рекомендуется насыпать холмик, чтобы исключить попадание в яму дождевой воды.

Из вышесказанного должно быть понятно, как выкопать сливную яму и оборудовать ее, используя обычные старые автопокрышки. Чтобы облагородить эту часть участка, холмик, насыпанный над крышкой ямы, можно засеять газонной травой или устроить там клумбу. Такое оформление замаскирует неприглядный объект оборудования участка.

Особенности монтажа системы

Выбрав место для сооружения, нужно определиться с его объемом. Обычно считается, что он должен быть равен как минимум троекратному размеру суточных стоков. Исходя из этого, рассчитывается примерная глубина сооружения. Чаще всего она равна высоте 5-7 покрышек.

Учитывая, что шины могут быть самыми разными, как от легковых машин, так и от мощной сельскохозяйственной техники, варьируется и объем конструкции.

При укладке покрышек в яму их можно скреплять друг с другом, тогда конструкция будет прочнее

Работы ведутся поэтапно:

Разметка. Берется покрышка, предназначенная для первого колодца, и укладывается на землю. По ней размечаются размеры будущего колодца. На некотором расстоянии укладывается покрышка, предназначенная для второй емкости. Она может быть большего диаметра, поскольку объем второго колодца должен быть больше. По ней так же проводится разметка. Затем выкапывается яма нужного размера под обе емкости.

Обустройство дна колодцев. Оно не должно пропускать нечистоты в грунт. Поверхность можно забетонировать или обустроить так называемую «глиняную заглушку», шириной в 20-25 см.

Подготовка шин. В каждой из покрышек при помощи электролобзика аккуратно снимается верхняя часть. После монтажа такие детали образуют колодец с более ровными стенками, что помешает нечистотам на них задерживаться.

Монтаж покрышек. Шины укладываются одна на другую. При этом для прочности соединения можно их попарно прокалывать и связывать проволокой. Каждый стык и шов тщательно промазывается герметиком. Между колодцами на высоте примерно 2/3 от дна должна быть вставлена переходная труба, под которую выпиливается отверстие. В верхней части первого колодца так же выпиливается отверстие под канализационную трубу, протянутую от дома.

Укладка трубы между колодцами. Для этих целей подойдет обычная пластмассовая канализационная труба. Так же вставляется и закрепляется внутри отверстия конструкция, подводящая стоки из дома.

Засыпка ямы. Для этих целей можно использовать песок или грунт, который был вынут при копке ямы

Производится операция осторожно, чтобы не повредить целостность сооружения. Обустройство крышки. Колодцы обязательно закрываются крышками, желательно, чтобы материал, из которого они изготовлены, не подвергался гниению

Колодцы обязательно закрываются крышками, желательно, чтобы материал, из которого они изготовлены, не подвергался гниению

Обустройство крышки. Колодцы обязательно закрываются крышками, желательно, чтобы материал, из которого они изготовлены, не подвергался гниению.

Конструкция готова к эксплуатации.

Переливная труба между емкостями монтируется в выпиленное в покрышках отверстие

Главное достоинство такого варианта – дешевизна и простота в монтаже. Существуют, однако, и недостатки:

  • Небольшое количество сточных вод, которые она может переработать.
  • Довольно высокий риск заражения почвы нечистотами, поскольку сложно добиться от покрышек полной герметичности.

Также, собираясь обустроить такой септик из покрышек своими руками, нужно понимать, что сооружение относится к классу септиков-накопителей, поэтому требует откачки скопившейся жидкости.

Некоторые владельцы загородных строений предпринимают попытки обустроить полноценный трехкамерный септик из шин. Однако стоит заметить, что хотя технически это вполне возможно, покрышки – не лучший материал для подобных конструкций. Вряд ли удастся обеспечить необходимую для эффективной работы септика герметичность. Кроме того, соединенные между собой шины в результате сезонных температурных колебаний почвы могут постепенно сдвигаться, что еще больше нарушает герметичность каждой камеры. Как септик-накопитель конструкция из покрышек служит очень хорошо, позволяя пользоваться благами цивилизации даже вдали от города.

Этап 2: Определяемся с объемом сливной ямы

После того как место для обустройства выгребной ямы выбрано, необходимо рассчитать объем будущего резервуара для стоков. Здесь нужно учитывать три индивидуальных параметра:

  • периодичность очистки ямы;
  • количество жильцов;
  • объем воды, расходуемой жильцами за период между очистками отстойника.

Совет. Если дом и баня, для которых обустраивается выгребная яма, используются круглогодично, канализацию рекомендуется откачивать каждые две недели.

К полученному объему следует прибавить около 10-15% – это запас на случай непредвиденной отсрочки очистки ямы.

Чем чреват неправильный расчет объема резервуара? Несмотря на то, что сливная яма – локальная канализация, она может спровоцировать очень серьезные, отнюдь не частные, проблемы: из-за быстрого переполнения отстойника регулярно будет возникать необходимость откачки и вывоза стоков, что повлечет большие расходы на ассенизаторские услуги. Если же пренебрегать потребностью своевременно очищать резервуар, стоки будут попросту загрязнять участок.

Также не забывайте, что именно от рассчитанного объема резервуара будут зависеть габариты ямы: глубина, длина и ширина

Тут следует принимать во внимание, что уровень наполнения ямы стоками должен быть как минимум на 1 м ниже уровня грунта

Пошаговая инструкция по изготовлению выгребной ямы своими руками

Для начала выбирается и подготавливается участок под строительство. Минимальное расстояние от жилых помещений должно быть не менее 30 метров. От водоёма – 50 метров. Почва сверху очищается от сора и растений – это поможет при копке. Размер отверстия в земле должен несколько превышать размеры планируемой выгребной ямы (это нужно для уплотнения стен септика щебнем). При этом, её глубина должна быть, как минимум, в два раза больше, чем диаметр, плюс один метр для защиты от замерзания стоков. Исходя из глубины, рассчитывается нужное количество покрышек.

Подготовка отверстия

К максимальной глубине добавляют 30 сантиметров – это будущая подушка из песка и щебня. Специалисты рекомендуют использовать с такими целями речной просеянный песок и мелкий гравий – он хорошо фильтрует стоки.

Видео по теме:

При копке обязательно учтите также то, что днище должно быть наклонным. Это нужно для эффективного отвода стоков. После подготовки дна в его центре при помощи ручного бура сверлится отверстие. Оно не должно быть слишком большим. В него вставляется дренажная труба, способствующая прохождению подземных вод. Её конец внутри септика покрывается фильтром, капроном, сеткой, марлей и т. д. для защиты от крупных сорных частиц.

Вариант дна

Установка покрышек в выгребную яму:

  1. Верхняя часть шин подрезается – это позволит облегчить процесс монтажа. Стыки между отдельными элементами конструкции тщательно обрабатываются герметиком;
  2. После установки покрышки на днище, оно засыпается слоем крупного щебня. Это обеспечит первичную фильтрацию стоков открытого септика;
  3. Каждая последующая покрышка устанавливается аналогично первой;
  4. Когда уровень стенки дойдет до сливной трубы, то в шине проделывается отверстие на уровне стока, соответствующее входящему диаметру. В боковые части септика подводятся сливные трубы. Их защищают сеткой от засорения стоками. Они располагаются в верхней части сливной конструкции;
  5. Место стыка трубы и септика также дополнительно прорабатывается герметиком;
  6. Установка покрышек производится до момента, пока одна из них не выйдет за пределы ямы. После этого нужно начинать уплотнять стенки. В качестве уплотнителя можно использовать практически любые подручные материалы: песок, гравий, даже остатки покрышек. Главное – это должно придавать жесткости стенкам;
  7. После окончания работы, наверх септика устанавливается рама с крышкой. Место выступа покрышки над поверхностью земли дополнительно присыпается с внешней стороны грунтом. Помните, если применяется герметичная крышка для септика, то нужно дополнительно соорудить вентиляцию, иначе в яме будет происходить скопление газов, опасное её переполнением.

При желании можно усовершенствовать конструкцию. Например, в земляном отверстии соорудить бетонный кожух, а уже в него устанавливать покрышки. Это позволит увеличить герметичность и продлить срок службы септика.

В чём основные преимущества выгребной ямы из покрышек?

Выгребная яма для сбора отходов жизнедеятельности человека, сооружённая своими руками из старых автомобильных покрышек, выгодно отличается перед стандартными аналогами, следующими характеристиками:

  • простота обустройства – домовладелец в одиночку за несколько дней сможет соорудить такой канализационный водосборник на своём участке;
  • возможность использования автомобильных скатов с любым диаметром, как от легкового автомобиля, так и от трактора;
  • доступность и дешевизна необходимых стройматериалов – в большинстве автомастерских домовладелец может приобрести старые покрышки за копейки;
  • длительный эксплуатационный ресурс выгребной ямы до 15 лет.

Естественно, нет ничего совершенного – это коснулось и выгребной ямы из автомобильных скатов. В первую очередь такое изделие негерметично и поэтому может испускать неприятные ароматы. При этом, если яма утратила свою герметичность, то ремонту она не подлежит. Если такие проблемы домовладельца не беспокоят, то он может смело переходить к самостоятельному обустройству канализации.

Варианты выгребной ямы из покрышек

Внимание. При высоком уровне залегания грунтовых вод стоит выбрать другой вариант утилизатора, яма из покрышек не оправдает себя

Так же стоит обратить особое внимание на тот факт, что объем конструкции рассчитан на 1-2 постоянно проживающих человека

Выгребная яма из автомобильных покрышек идеальный вариант для дачи или не большого дома с временным или сезонным проживанием

Так же стоит обратить особое внимание на тот факт, что объем конструкции рассчитан на 1-2 постоянно проживающих человека. Выгребная яма из автомобильных покрышек идеальный вариант для дачи или не большого дома с временным или сезонным проживанием

Выгребная яма из автомобильных покрышек идеальный вариант для дачи или не большого дома с временным или сезонным проживанием

Выгребная яма из автомобильных покрышек идеальный вариант для дачи или не большого дома с временным или сезонным проживанием.

Как выбрать место для ямы

  1. Учитывая возможность нарушения герметизации, сточный накопитель обустраивается минимум в 30 метрах от источника воды.
  2. Обязательно наличие свободного доступа для обслуживающей спецтехники.
  3. От забора 2 метра.
  4. От жилого строения минимум 5 метров, максимум 10 метров.

Как сделать сливную яму из покрышек своими руками

Прежде чем приступить к работе следует подготовить материал и инструменты:

  1. Покрышки. Не обязательно покупать новые покрышки, можно в любом шиномонтаже приобрести б/у. Стоят они не дорого 50 -200 руб за штуку, зависит от диаметра. По статистике достаточно 10 изделий.
  2. Лопата
  3. Ведро и веревка, для поднятия почвы из ямы
  4. Лестница
  5. Труба для вентиляции
  6. Пластиковая труба с перфорацией
  7. Герметик

  8. Скобы, болты, проволока и т.п. все, чем можно произвести соединение покрышек.
  9. Садовый бур
  10. Любые инструменты, для резки грубой и толстой резины.
  11. Дренаж (щебень, гравий, песок)
  12. Инструмент для измерения метража
  13. Сетка с мелкими ячейками

Монтаж

На выбранном месте вырывается котлован, диаметром больше покрышек на 10-15 см, глубиной в соответствии с количеством изделий плюс насыпь из природного фильтра. Последняя (верхняя) покрышка должна быть чуть выше уровня почвы.

Дно выравнивается и по центру делается шахта, при помощи бура, которая должна пересечь водоносный слой.

Когда котлован готов, выкапывается траншея под канализационные трубы. Главное соблюсти уклон при прокладке, чтобы обеспечить самотек.

В шахту погружается труба с перфорацией. Оставляется метр свободной трубы. Этот отрезок обматывается мелкоячеистой сеткой вместе с отверстием, что послужит фильтром и поможет избежать быстрого засорения перфорации.

На дно высыпается крупный щебень слоем толщиной в 30 см.

В траншее для трубопровода следует создать песчаную подушку.

https://youtube.com/watch?v=bN5WMY2g194

Подготовка покрышек

У шин срезается корд. На дно опускается первое «кольцо», наносится герметик, поверх устанавливается вторая покрышка, производится соединение болтами, металлическими скобами и т.п

По этой схеме монтируется каждая последующая камера. В последней или предпоследней покрышке делается отверстие под канализационную трубу.

Прокладывается трубопровод, осуществляется соединение с колодцем

Важно соблюсти герметичность. После высыхания герметика, колодец можно обмотать рубероидом. Яма засыпается гравием или щебнем с землей

Закапывается канализационная труба. Колодец закрывается плотной крышкой из водостойкого материала с трубой для вентиляции. Колодец снаружи можно прикрыть дерном или произвести посев газонной травы. При необходимости люк поднимается вместе с растительностью

Яма засыпается гравием или щебнем с землей. Закапывается канализационная труба. Колодец закрывается плотной крышкой из водостойкого материала с трубой для вентиляции. Колодец снаружи можно прикрыть дерном или произвести посев газонной травы. При необходимости люк поднимается вместе с растительностью.

Выгребная яма готова.

Для обустройства ямы можно использовать покрышки от трактора, грузового автомобиля или легкового.

Выбор размера зависит от требуемого объема ямы.

Рекомендация. Хорошо обустраивать яму из тракторных шин. Они более жесткие, прочные и среднего диаметра.

Выгребная яма для небольшой семьи

Нет смысла обустраивать сложные многокамерные выгребные ямы для небольшого загородного дома или частного коттеджа, где проживают 1–2 человека. Перед началом конструирования любого стока, нужно рассчитать его потребный объем. В сутки один взрослый человек способен тратить до 0,5 кубометра воды. Если количество сточных вод за 24 часа не превышает показатель в 1000 литров, то вполне подойдут следующие варианты конструкции:

  1. Яма из покрышек;
  2. Небольшой резервуар из бетонных колец;
  3. Пластиковая емкость.

Эти варианты подойдут даже в том случае, если в доме проживает 2 человека (но к стоку не подключены различные водопотребляющие приборы).

Обустройство таких ёмкостей очень похоже между собой. В первую очередь, подготавливается место под будущий котлован. Выгребной резервуар должен располагаться на расстоянии 12 метров от дома, 10 от огорода или сада, 20 от дороги и 50 от водоёма (скважины, колодца, озера). Эти правила СНиП строго контролируются и их несоблюдение карается штрафами.

Как своими руками сделать выгребную яму из автомобильных покрышек, бетонных колец или пластиковой бочки:

  1. Рассчитывается диаметр отверстия в земле. При работе с пластиком рекомендуется также учесть размеры металлического короба, который в дальнейшем будет защищать конструкцию от деформации;
  2. Максимальная глубина котлована – 2 метра. Также, учтите, что яма должна иметь небольшой выступ сверху для утепления стенок и установки крышки;
  3. Сточный резервуар может быть закрытого и открытого типа. В первом случае, днище просто засыпается мелким щебнем для фильтрации твердых отходов. Во втором, дно полностью герметизируется. Специалисты настаивают на обустройстве закрытых выгребных ям, т. к. они более безопасны для окружающей среды, чем открытые;
  4. Для изготовления дна в ямах их покрышек или бетонных колец можно использовать кирпичи, цементную заливку или специальные плиты. При укладке кирпичей или заливке цемента предварительно подготавливается опалубка, соответствующая форме будущего резервуара. После ёмкость заливается раствором или укладывается несколькими слоями кирпичей. Для пластиковой бочки в дополнительном днище нет нужды;
  5. Когда раствор полностью застыл, начинается процесс установки бетонных колец или покрышек. Кольца при установке обязываются арматурой, а места стыков обрабатываются раствором. Покрышки крепятся болтовым соединением, швы между отдельными шинами закрывают герметиком. Если при укладке бетонных колец никаких трудностей не должно возникнуть, то для упрощения установки покрышек их торцевые части обрезаются для создания ровной плоскости;
  6. При работе с пластиковой бочкой, сначала днище засыпается мелким щебнем, поверх него устанавливается металлический кожух. Он представляет собой жесткую сетку, которая защитит бочку от давления грунтовых масс. В кожух помещается бочка;
  7. Сталось только подвести к резервуару трубы из дома. Канализационные отводы тянутся под небольшим углом – это поможет избежать застаивания стоков. Яма соединяется с этими патрубками при помощи муфт. Места стыков в дальнейшем герметизируются;
  8. После окончания установочных работ, стенки вокруг ёмкости дополнительно уплотняются слоем земли. Это позволит предупредить искривление конструкции. Если Вы воспользовались идеей с бетонными кольцами, то лучше будет укрепить стенки котлована камнями, щебнем или любым другим строительным сором;
  9. Осталось установить вентиляцию, люк и утеплить выступающие части ямы. Лучше всего купить двойную крышку – она максимально устранит распространение неприятных запахов. Наиболее практичные – пластиковые люки. Вентиляция не является необходимой частью сточного резервуара, но лучше все же установить выводную трубу.

В среднем, такие конструкции требуют очистки 1 раз в месяц при интенсивном использовании и 2 раза в сезон при редком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий