Правила укладки трубы в канаву у въезда в дом

Монтаж дренажа вокруг частного дома под ключ

Как выбрать подрядчика

Выбирая подрядчика, необходимо учесть следующие моменты.

  • Известное название. Организация или бригада должна иметь определенную известность в данном населенном пункте/области.
  • Позитивные отзывы. Необходимо найти как можно больше отзывов и информации о данном подрядчике.
  • Официальная регистрация в налоговых и прочих органах. Серьезные подрядчики имеют статус ИП или юридического лица. Вся информация о них прозрачна.
  • Портфолио. Заказчик имеет право потребовать показать примеры работ.
  • Договор. Договор заключать обязательно. Перед подписанием, документ внимательно читают. Все непонятные моменты нужно прояснять сразу. Если условия не устраивают, заказчик должен потребовать их изменения, либо отказаться от услуг данной организации.
  • Приемка. Приемку делают после осмотра.

Сколько стоит качественный дренаж под ключ

Стоимость дренажа под ключ зависит от множества факторов. До составления проекта, точную стоимость никто не скажет. Приблизительная цена поверхностной линейной системы от 900 руб./погонный метр. Глубинного – от 1500 руб./погонный метр. Глубинный дренаж кольцевой формы стоит от 3000 руб./погонный метр. Ливневки – от 1200 руб/погонный метр.

Технология установки дренажа вокруг участка: как правильно делать систему

Простейшая технология, описывающая, как правильно сделать дренаж участка дачного типа, подразумевает отказ от использования желобов.

Обратите внимание! Поверхностная система в этом случае выполняется нестандартным способом с минимальными затратами, поскольку нет необходимости закупать в магазинах готовые детали. В процессе работы используются подручные материалы

Простое устройство дренажа участка дачного типа

Простое устройство дренажа участка дачного типа

Технология создания поверхностного дренажа участка своими руками:

  1. По периметру территории, которая нуждается в осушении, следует вырыть траншеи. Они должны располагаться с учетом наклона поверхности. Если участок горизонтальный, этот уклон нужно сформировать самостоятельно. Оптимальные параметры расчета ливневой канализации: ширина траншей должна составлять 40 см, глубина – 50 см. Минимальный угол наклона поверхности (в сторону вывода влаги с участка) равен 30°.
  2. Систему траншей нужно соединить, после чего вывести в канаву или же в накопительный колодец. В этой зоне можно организовать искусственный водоем небольшого размера, например, декоративный пруд, поселить там растения, которые любят влагу.
  3. Выполняется проверка системы на функциональность. Для этого в траншеи наливается вода и сверяется направление, в котором она течет.
  4. Формируется насыпь на дне траншей. Для начала нужно организовать слой крупного щебня, после чего идет прослойка мелкого.

Для дренажной системы часто используются трубы с фильтром из геотекстиля

Защита фундамента дома: последовательность работ устройства ливневой канализации

Технология обустройства дренажной системы для защиты фундамента предполагает использование линейной конструкции:

  1. В зонах, где осуществляется слив жидкости из водосточных труб, ведущих с крыш, выполняется монтаж дождеприемников. Для этих элементов нужно заранее выкопать ямы, которые на 10 см превышают показатели глубины и ширины воронки водоприемника. Решетку следует расположить на 3 мм ниже уровня почвы.
  2. Воронка устанавливается на бетонную основу таким образом, чтобы осталось достаточно места для снятия решетки и чистки водоприемника в случае необходимости. Слишком высоко размещать данный элемент также не рекомендуется, иначе жидкость будет разбрызгиваться по сторонам и толку от дренажа не будет.
  3. Водоприемники соединяются с желобами для транспортировки воды. Для этого нужно сделать отступ от фундаментной части дома на 1 м и выкопать траншею. Ее глубина подбирается с тем, чтобы можно было установить желоб, и сверху еще осталось 10 см запаса высоты. Такой же запас места должен быть и по ширине. Не забывайте об уклоне дренажной трубы в сторону колодца.

Пример устройства ливневой канализации

Полезный совет! В процессе установки желобов, которые также помещаются на бетонную подушку, рекомендуется использовать строительный уровень. Боковые части этих деталей для надежности можно зафиксировать с помощью бетона.

Далее выполняется установка решеток, а на последнем желобе системы должна быть торцевая заглушка. Поместите по угловым частям ливневой канализации пескоуловители и колодцы, после чего можно приступить к соединению всех элементов системы воедино. На стыках допускается использование битумной мастики, которая исключит протечки.

Система полностью готова, осталось лишь ее засыпать грунтом, но так, чтобы сохранился между поверхностью и решеткой разрыв в 3 мм.

Ливневая канализация открытого типа с желобами из бетона

Дополнительные советы по обустройству дренажа садового участка

Желоба, изготовленные из пластика, имеют облегченный вес и невысокую стоимость. Однако они подвержены деформационным изменениям под воздействием давления, оказываемого бетоном и грунтом. Чтобы исключить порчу материала, решетки для дренажа рекомендуется фиксировать «на берегу».

Система отвода воды с участка открытым дренажем нередко промерзает в зимнее время. Чтобы весной ливневая канализация могла без промедления выполнять свою работу, трубу нужно прикрепить к пескоулавливателю. Благодаря этому система не будет сильно замерзать.

Используя технологию, описанную ранее, вы можете выполнять дренаж по периметру пешеходных дорожек. Мощеные площадки и тропинки на участке также нуждаются в отводе лишней влаги, поскольку вода разрушающе действует на плитку и другие элементы (бордюры, клумбы).

Выбор материала

Каналы вдоль дорог среди прочего являются частью дренажной системы. Технически она устроена так, чтобы талая и дождевая вода в конечном итоге уходила в сторону от обслуживаемого участка. То есть в случае устройства пересекающего линию дорожного полотна необходимо обеспечить условия для свободного прохождения стоков под ним. С этой целью выполняется укладка трубы в канаву.

Подъезд к участку имеет многослойную структуру. Поверх протока формируется минеральная засыпка, грунт. Нередко площадка дополняется декоративным покрытием. Все это в сумме помимо периодически проезжающего транспорта оказывает на канал большое давление. То есть среди технических характеристик одной из важнейших является механическая устойчивость. Также важны долговечность, химическая инертность, стойкость к воде и коррозии, перепадам температур. Перечисленным параметрам отвечают следующие разновидности труб:

Металлические.

Металлические трубы в канавуИсточник izhevsk.ru

В этой группе выделяются стальные заготовки несмотря на слабую устойчивость к коррозионным процессам. Однако благодаря прочим свойствам и защитному покрытию эксплуатационный срок достигает 30-40 лет. Изготавливаются каналы с большим диаметром и утолщенными стенками, поэтому по проезду допускается многократное движение транспорта.

Бетонные.

Недостатком готовых изделий считается большой вес, что вынуждает включить в смету расходы на транспортировку и аренду техники для проведения монтажных работ. Масса объясняется высокой плотностью используемого в производстве раствора, утолщенными стенками. Дополнительно может присутствовать армирующий каркас для усиления трубы под заезд, например, для ассенизаторской машины или трактора, КамАЗа.

Пластиковые.

Гофрированные трубы из пластикаИсточник 78rtf.ru

Полимерные изделия сравнительно с металлическими и бетонными заметно меньше весят и дешевле стоят. Для монтажа не приходится арендовать спецтехнику. Необходимой механической прочностью обладают образцы с гофрированными снаружи стенками. Как правило, устанавливаются каналы с многослойной структурой. Они крепче, дольше служат и за счет гладкой внутренней поверхности здесь минимизируется вероятность засорения.

Как проложить трубу под дорогой: методы

Прямой прокол не единственный способ пройти препятствие безо всяких потерь. При прокладке магистралей используют:

  • продавливание грунта;
  • горизонтальное бурение;
  • проходку с помощью щитов.

Чтобы определить, как проложить трубу под дорогой, какой из вариантов предпочесть, необходимо обращать внимание на целый ряд факторов. К ним относятся:

  • характеристики грунта на месте работ;
  • особенности конкретной застройки;
  • уровень залегания грунтовых вод;
  • необходимость гидроизоляции;
  • наличие подъездных путей;
  • материал коммуникаций;
  • диаметр трубопровода;
  • его протяженность.

Еще один рассматриваемый пункт — экономическая целесообразность применения того или иного метода. Поскольку главным требованием в данном случае является сохранения целостности участка дороги, чаще выбор останавливают на «проколе». Этот способ постепенно вытесняет все остальные технологии прокладки труб.

Какую трубу купить для въезда на участок через канаву

Существует три разновидности водопропускных труб. Рассмотрим их преимущества и недостатки с точки зрения укладки под заезд.

Пластиковая труба. Рыжие или черные гофрированные трубы жесткостью Sn8 являются самым легким и дешевым способом пропустить воду. Согласно рекомендациям изготовителей, для обеспечения целостности трубы, над ней требуется устройство бетонной плиты заезда или же отсыпка из песка и щебня высотой не менее 70 см при нежесткой дорожной одежде.

Преимущества: легкость укладки.

Недостатки: ограничения по применению.

Цена: низкая.

Металлическая труба на заезд для авто. Обычно это куски старых бывших в употреблении газопроводов, которые нарезаются длиной 5 или 6 метров и продаются владельцам загородных домов. Жесткий металл может и должен использоваться в первую очередь в мелких канавах глубиной 20-30 см под тонким слоем песчано-гравийной обсыпки. Металлическую трубу на въезде невозможно продавить, а ржаветь стенка толщиной в несколько миллиметров будет десятки лет.

Преимущества: прочность.

Недостатки: сложность доставки и укладки манипулятором.

Цена: средняя.

Железобетонная труба. Тяжелая, надежная труба с большой толщиной стенки, а значит зауженным сечением. Может использоваться в канавах глубиной от 40 см.

Преимущества: прочность.

Недостатки: укладка только в глубоких канавах, сложность доставки и укладки.

Цена: средняя.

Асбоцементная труба НЕ рекомендуется на въезд. Данный тип имеет крайне низкую кольцевую жесткость, а также хрупкие края!

Частые ошибки при устройстве переезда

ОШИБКАПОСЛЕДСТВИЯ
Труба укладывается на дно канавы без подготовки основания, в уровень днаПод воздействием нагрузок, вдавливается во влажный грунт и быстро заиливается
Концы трубы не выступают за край грунта на откосеГрунт осыпается, смывается дождем и накапливается перед трубой, в паводок заносится в трубу с водой
Устройство бетонной стенки на торцах трубы без компенсационного зазораПри просадке, опорные стенки давят на концы трубы и обламывают их, либо трубу
Вместо одной трубы 400 мм укладывают 2 по 250 ммТрубы быстрее заиливаются, а чистить такую трубу очень проблематично
Высоко подняты бетонные стенки над полотном проездаЦарапают кузов автомобиля, разрушаются от наезда на них колесом грузовой машины
Заужена ширина переезда, близко расположенного к дорогеПри повороте на дорогу или с нее, задние колеса попадают мимо перекрытия в канаву, разрушая край проезда
Верхний слой засыпки над трубой менее 40 см и без перекрытияВозможно разрушение трубы от нагрузки тяжелого автомобиля.
В мелкую канаву уложена труба, вместо п-образного коллектораТруба будет заиливаться и проломится, не отработав положенного срока

Как избавить насыпь от размывания

Чтобы защитить насыпь от размывания, ее борта и продольные склоны укрепляются различными материалами:

  1. Для возведения бортов используют натуральный камень, белый силикатный кирпич или железобетонные плиты. С обоих боков канавы кладут кирпичные или каменные стенки. При этом концы трубы оставляют свободными. Если требуется укрепить борта бетоном, то вначале устанавливают опалубку с подпорками. Между стенками опалубки монтируют арматурный каркас, затем конструкцию заливают бетоном. Спустя неделю, после схватывания бетонной смеси, опалубку с оголовка можно снять.
  2. Вдоль канавы откосы укрепляют щебнем с проливкой цементным раствором, тщательно уплотняя каждый слой.

Для чего нужны дренажные канавы?

Дренажная канава нужна для отвода поверхностных вод после обильных осадков, таяния снега и от существующих родников. В этом случае делают не глубокие канавы, имеющие уклон в сторону отвода воды. Они защищают проезжую часть дорог и прилегающие земельные участки от разрушений при движении водного потока. А так же от появления ям и рытвин на дороге и оврагов на прилегающей территории.

Глубина и ширина канавы подбираются достаточными для обеспечения пропускной способности стекающей воды. Обычно не более 1 метра в глубину и 2 метра в ширину.

Для осушения заболоченных участков роют более глубокие каналы. Уклон в них может не соблюдаться. Вода накапливается в канале и испаряется. Чем глубже канал, тем ниже опустится уровень подпочвенных вод и большую территорию удастся осушить. Уклон для стока воды может отсутствовать, особенно если эта территория находится в низине и отводить воду некуда. Иногда делают искусственный пруд, с которым соединяется канал. Глубина канала может достигать 2–3 метров, ширина до 5.

Дренажный канал для осушения территории

Варианты заезда на дачный участок

Все конструкции можно разделить по периоду службы, а также по типу используемых материалов.

Бетонная монолитная плита

Это универсальный вариант, который позволяет загонять грузовые машины и провести стройку, а потом использовать конструкцию в повседневной жизни. Устройство бетонной плиты на въезде требует обязательно армирования. Основанием под бетоном служит песчано-гравийная отсыпка. Для ее защиты от размыва рекомендуется устройство бетонных оголовков вокруг трубы. Плита толщиной 15 см выдерживает проезд техники весом до 10 тонн.

Заезд из сборных бетонных плит

Временный заезд для автомобиля оправдан при строительстве дома и завозе строительных материалов. Обычно выполняется из бетонных плит, уложенных на песчаную подушку. Такой бетонный заезд выдерживает груженые самосвалы и прочую технику весом до 20 тонн. Он позволяет также применить любой тип водопропускной трубы, но выгоднее всего обходится пластиковая.

Отсыпка заезда на участок из щебня

Нежесткое покрытие из гравийного щебня фракции 20-40 хорошо справляется с задачей при въезде автомобилей весом до 3,5 тонн. Более тяжелый транспорт будет оставлять колеи. В будущем можно использовать покрытие из щебня как основание для укладки тротуарной плитки на заезд. В зависимости от толщины слоев песка и щебня может укладываться тот или иной вид пропускной трубы.

Заезд для автомобиля из тротуарной плитки

Является вариацией одного из видов оснований, описанных выше, на которое укладывается тротуарная плитка. Используется брусчатка толщиной не менее 6 см с укладкой на цементно-песчаную смесь. Подробнее о вариантах плитки и способах мощения описано тут.

Бетонный мостик

Мостик из бетона прослужит гораздо дольше, но, соответственно выйдет дороже. Для бетонного мостика можно использовать покупные элементы, но можно отлить его и самостоятельно.

По обоим краям канавы устанавливаются бетонные опоры в количестве от четырех до восьми. Либо в качестве опор можно использовать бетонные плиты, поставленные на ребро. Под бетонные опоры засыпается песчаная подушка толщиной 20 сантиметров. Сверху на опоры устанавливаются бетонные плиты. Все, работы по установке бетонного мостика закончены.

Можно конечно обойтись и без всякого мостика, установив на дне канавы под автомобильным переездом или пешеходной дорожкой металлическую трубу. С одной стороны это будет проще, с другой, менее красиво. Что использовать, конечно же, выбирать вам.

Материалы и техника для обустройства заезда

Для устройства покрытия проездной дороги на участок используется асфальтобетонная смесь и тротуарная плитка. Под ними располагают утрамбованный слой мелкого щебня.

Для доставки и укладки дренажной трубы необходим погрузчик, образование насыпи и планировка грунта производится грейдером или бульдозером. Для очистки дренажной канавы от засорения и выкапывания выемки на дне необходим экскаватор.

Небольшой въезд для легкового автомобиля, для которого используется гофрированная труба в канаву, можно выполнить самостоятельно с помощью простого инструмента:

  • для уплотнения грунта понадобится ручная механическая трамбовка;
  • штыковые и совковые лопаты;
  • ведра;
  • корыто для замешивания бетонного раствора;
  • вибратор для уплотнения бетона при его укладке;
  • молоток.

Перечислим материалы, которые потребуются для строительства и облагораживания заезда:

  • песок;
  • щебень мелкой и средней фракции;
  • геотекстиль;
  • бетон;
  • стержни арматурные, проволока для вязания;
  • для опалубки нужны доски и гвозди;
  • асфальтобетонная смесь;
  • плитка тротуарная;
  • сетка для защиты прохода трубы от мусора.

Как избавить насыпь от размывания

Чтобы защитить насыпь от размывания, ее борта и продольные склоны укрепляются различными материалами:

  1. Для возведения бортов используют натуральный камень, белый силикатный кирпич или железобетонные плиты. С обоих боков канавы кладут кирпичные или каменные стенки. При этом концы трубы оставляют свободными. Если требуется укрепить борта бетоном, то вначале устанавливают опалубку с подпорками. Между стенками опалубки монтируют арматурный каркас, затем конструкцию заливают бетоном. Спустя неделю, после схватывания бетонной смеси, опалубку с оголовка можно снять.
  2. Вдоль канавы откосы укрепляют щебнем с проливкой цементным раствором, тщательно уплотняя каждый слой.

Характеристика труб

Итак, первое, на что мы смотрим, так это на прочностные характеристики изделия. Заезд – это та же проезжая часть и вы не можете быть уверенны, что через пару лет во двор не нужно будет загонять груженый КамАЗ и что ваша труба не сомнется под его весом.

А вот пропускная способность является фактором второстепенным. Дело в том, что движение воды в сточных канавах, как правило, сведено к минимуму. Центрального стока у них нет, и все рассчитано на испарение и поглощение влаги грунтом. При таких условиях, задача трубы лишь поддерживать сточные воды на одном уровне по обе стороны от вашей «дамбы».

Но с другой стороны, и слишком тонкую магистраль прокладывать нельзя. Чем меньше диаметр, тем больше вероятность заиливания, да и чистить «мышиный лаз» не слишком удобно.

Оптимальным для большинства случаев считается диаметр в 300-700 мм, больше – не имеет смысла.

Внешние факторы

Но сложнее всего с пресловутыми внешними факторами. Сюда по-хорошему следует отнести и уровень грунтовых вод, и тип грунта, и ежемесячное количество осадков, а так же угол уклона имеющегося спуска и много-много всего остального. Но на практике вам следует отталкиваться только от габаритных размеров траншеи.

В слишком мелкую, большую трубу не затолкаешь, а для настоящего «канала» и «туннель» нужно подбирать соответствующий.

Бюджет

И третьим определяющим фактором, на который не возможно не обращать внимания, при выборе труб является размер вашего же кошелька. Что толку от рекламы сверх прочной цементной трубы, если ни на ее покупку, ни на укладку попросту недостает денег.

Выбирать всегда нужно из доступных вариантов. Это аксиома и никуда ты от ее выводов не денешься.

Характиристики

Рассмотрим основные характеристики труб.

Диаметр

Если брать среднестатистические нормы, то:

  • Диаметр основного водоотвода с использованием в частном порядке колеблется в пределах 160–300 мм;
  • На второстепенные ветви диаметр берется не менее 110 мм;
  • Диаметр от 400 мм уже применяется для прокладки автомагистралей, в промышленных целях, а также если у дорожного участка протекает по канаве ручей или он расположен в самом конце системы канав.

Поэтому стоит взвесить при выборе не только количество осадков во время паводков и схода снега, но также месторасположение дренажа, его длину. Все эти параметры должны соответствовать нормам ГОСТа..

Перфорация

Ранее говорилось, что при обустройстве дренажа используются перфорированные трубы. Но это зависит от того, для чего вообще обустраивают систему. Поэтому трубы могут быть:

  • С полной перфорацией. Отверстия или прорези на всей поверхности трубы, которые позволяют грунтовым и поверхностным водам проникать внутрь и выводиться в место водоотведения. Отверстия могут иметь ширину 1,5–5 мм, а вот длина, количество отверстий, их расположение не регламентируются. Прорези располагаются на нижней волне.
  • С частичной перфорацией. Используется только для сбора жидкости при выпадении осадков. То есть круг использования явно сужается. Если грунтовые воды не находятся близко к поверхности дорожного полотна, то такой вариант вполне себе хорош. Когда отверстия сделаны только на одной стороне трубы, то перфорированная часть должна при укладке располагаться сверху.

Выбирать нужно с учетом количества выпадающих за год осадков и глубины залегания, толщины пласта грунтовых вод.

Многослойность и кольцевая жесткость

Крайне важный параметр, который обеспечивает лучшую прочность труб обычно представлено гофрированной внешней частью и абсолютно гладкой внутренней. Их плотность позволяет проводить дренаж даже под автотрассами.

По европейским нормам кольцевая жесткость труб (SN) должна составлять при прокладке под дорогой не менее 4 кН/кв.м. Но в таком случае обеспечивается усиленная защита сверху с помощью железобетонной плиты с прокладкой из сминаемого материала (например, пенопласт или полистирол толщиной от 7,5 см). Второй вариант – выбрать кольцевую жесткость SN8 (8 кН/кв.м). Тогда, если не будет постоянного движения тяжелой техники по дороге, делается обратная обсыпка. Обычно для этого используется щебень фракции 20-40 и толщиной 30-50 см. SN – это показатель того, какие нагрузки может выдержать труба. именно от него и зависит область применения трубы и условия ее монтажа

Главной задачей обсыпки является создание плотного слоя с минимальными воздушными прослойками. Используется гранитный или гравийный щебень.

Несколько слоев трубы способны придать конструкции необходимый показатель прочности, долговечности. При использовании гофрированных труб для дренажа удается решить ряд вопросов:

  • Уменьшение количества стыковочных соединений, что уменьшает риск протечек.
  • Во время подготовки траншеи упрощается требование к ее геометрии, что поможет удешевить процесс монтажа.

Поэтому для большинства устроителей дренажной системы выбор очевиден – это будут именно гофрированные варианты с частичным или полным дренажом.

Как сделать насыпь и не допустить ее размывания

Зарезы по краям необходимы для защиты земляного возвышения от выдавливания. Чтобы оно не рассыпалось, делаются специальные борта, которые укрепляются различными материалами:

  • натуральным камнем;
  • белым силикатным кирпичом;
  • железобетонными плитами.

Опалубка устанавливается так, чтобы край траншеи выступал за ее пределы на 100 мм. Чтобы облегчить такую работу, на дно канавы можно насыпать песчано-гравийную смесь. С помощью этого состава удается выровнять поверхность и закрыть трубу.

Далее делаются нормальные борта. Они должны быть установлены выше края на 150-200 мм. Самая высокая точка боковой стенки берется за начало координат, от которых начинает прокладываться дорожное покрытие, а также слой подсыпки.

В результате полученная поверхность должна возвышаться над прилегающей территорией на 50-100 мм.

Когда обустройство бортов закончено, внутренняя часть траншеи заполняется щебнем так, чтобы его уровень был ниже верхних точек на 250 мм. Затем, отступив внутрь от боковых стен на 80 см, выполняется укладка бордюрных камней. Их ширина не должна превышать 100 мм.

Чтобы ребро имело фаску, сверху опалубка набивается штапиком. Следующим шагом смесь выравнивается.

Обочину от клумбы разделяет бордюр, поэтому получившееся свободное пространство лучше сразу полностью засыпать черноземом.

Идеальным считается вариант, когда длина бордюров равняется соответствующему значению бортов. Иными словами, были предварительно выкопаны две маленькие траншеи по всей длине площадки.

Чтобы заезд стал более удобным, особенно когда требуется сделать поворот, торцы клумб должны иметь острый угол.

Требования к трубам дренажа

Поскольку дренажная магистраль является одним из наиболее значимых элементов системы, к дренажным трубам предъявляются следующие требования:

  • независимо от конструкции и материала изготовления, дренажные трубы должны обеспечивать свободное прохождение стоков;
  • обладать высокой механической прочностью;
  • внутренняя поверхность труб должна иметь минимальный коэффициент трения;
  • магистральные трубопроводы должны иметь широкий диапазон рабочих температур.

Кроме того, дренаж не должен прогибаться под внешними воздействиями, будь то масса транспортируемых стоков или давление грунта.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий