Общедомовые счетчики электроэнергии: необходимость и порядок установки, формула расчета ОДН

О составе общего имущества

Оплата электроэнергии по счетчику

Для того чтобы обеспечить безопасность и надлежащие условия проживания в многоквартирном доме, предусматривается освещение помещений общего пользования. Затраченная электроэнергия на общедомовые нужды должна учитываться для оплаты в пользу электроснабжающей компании.

Следуя Правилам содержания общего имущества от 13.08.2006 г. (согласно Постановлению № 491 Правительства РФ), составим перечень следующих объектов.

  1. Помещения, расположенные за пределами жилой зоны: холлы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые кабины, техэтажи, подвалы, колясочные, котельные, бойлерные, электрощитовые, мастерские, гаражи и т.п;
  2. Кровельные конструкции;
  3. Ограждающие и несущие конструкции;
  4. Санитарно-технические помещения, противопожарные, вентиляционные шахты, бомбоубежища;
  5. Прилегающие территории, ворота, подъезды;
  6. Спортивные и детские площадки, автопарковки (на прилегающей к дому территории), сторожки.

Сумма расходов на общие нужды может возрасти в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, если для ликвидации аварии или для выполнения ремонтных работ необходимо задействовать оборудование, потребляющее электроэнергию. Кроме того, следует учитывать изменения в нормативе, предусматривающие рост потребления электроэнергии.

Закон о счетчиках на отопление в многоквартирном доме

В ноябре 2009 года вышел закон ФЗ № 261, на основании которого регламентируется учет потребленных ресурсов. В соответствии со ст. 13 нормативного акта все строения, включая многоэтажные жилые дома, которые подключены к сетям центрального снабжения энергетическими ресурсами, должны оборудоваться общедомовыми приборами учета горячей воды и тепла в зависимости от типа системы.

На основании ФЗ № 261 и № 190 показания, полученные от ОДПУ, смонтированного по всем правилам и введенного в эксплуатацию, являются основой для расчета ежемесячного платежа. Дополнительно было разработано и принято Постановление Правительства № 354 (с некоторыми поправками), которое внесло точность в процесс установки, технического обслуживания и поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии. Регламентировался в документе и порядок расчета.

Нужно помнить

Если показания счетчиков в квартирах поданы для расчета коммунальных трат несвоевременно (после 26 числа текущего месяца), специалисты начнут просчитывать среднегодовое потребление, а затем перейдут на региональный норматив.

Фиксировать показания прибора учета лучше в присутствии ответственного лица, которое было выбрано на собрании дома.

Если есть подозрения, что имеет место несанкционированное подключение со стороны предпринимателей, которые арендуют нижние этажи многоквартирного дома, нужно обратиться в управляющую компанию, чтобы та проконтролировала ситуацию.

Обязательно пишется заявление. Управляющая компания заинтересована в таких сообщениях от жильцов.

Многие стремятся сэкономить на оплате ОДН. Это можно сделать, заменив старую проводку на новую.

Специалисты утверждают, что по постановлению №354, сумма оплаты ОДН в 2022 зависит от того, был ли установлен на доме счетчик, позволяющий существенно сэкономить деньги жильцов.

Если такого нет, энергопотребление многоэтажного дома рассчитывается по нормативу, установленному в 2012 году.

Другой верный вариант сэкономить — установить ОДПУ. Общедомовые счетчики помогают контролировать фактическое потребление ресурсов в доме, а также фиксировать его реальные объемы и потерю ресурсов.

ОДПУ устанавливают, чтобы жильцы не переплачивали за потери на магистральных сетях поставщика. Это самый оптимальный вариант определения реального потребления ресурсов в доме.

Рекомендации по выбору прибора и его монтажу

Для корректного учета малого расхода теплоносителя, идущего на обогрев квартиры, применяется 2 типа бытовых теплосчетчиков:

  • механические (иначе – тахометрические);
  • ультразвуковые.

Примечание. Технические параметры приборов коммерческого учета определяют инженеры – проектировщики на основании расчета.

Так выглядят тахометрические приборы учета тепловой энергии

Чтобы понять разницу между ними и сделать правильный выбор, нужно немного понимать, как работает счетчик тепла. Он состоит из трех основных элементов, выполняющих свои функции:

  1. Расходомер, чья задача – определить количество воды, протекающей через сечение трубы за единицу времени. Врезается в подающий трубопровод.
  2. Датчики температуры прямого и обратного потока (термопреобразователи сопротивления).
  3. Блок электронного вычислителя. Получая сигналы от датчиков и расходомера, аппарат производит расчет потребленного тепла по формуле, заложенной в программу. Результат отражается на дисплее и может передаваться поставщику через GSM-связь либо интернет.

Ультразвуковые тепломеры, предназначенные для установки в квартирах

Важный момент. Теплоснабжающие организации при выдаче технических условий настоятельно рекомендуют ставить ультразвуковые теплосчетчики на квартиру. Причина не только в надежности и долговечности. Недобросовестные квартиросъемщики только и думают, как обмануть любые счетчики, в том числе и тепловые (например, остановить с помощью магнитов). Принцип работы ультразвукового прибора не позволяет повлиять на показания незаконным путем.

Накладной измеритель тепла от известного европейского бренда Danfoss

Нельзя не упомянуть о еще одной разновидности анализаторов расхода теплоты – накладных приборчиках, устанавливаемых прямо на батарею (так называемые пропорционализаторы). Они определяют потребление энергии по температуре теплоотдающей поверхности и воздуха в комнате, только нужно заранее вложить технические параметры радиатора в память прибора.

Пропорционализаторы широко применяются в Западной Европе, но на постсоветском пространстве они пока не востребованы из-за несогласованности в законодательстве. Тем не менее, в крупных городах уже наработан некоторый опыт успешного использования подобных тепломеров, о чем рассказано на видео:

Как говорилось ранее, монтаж счетчика тепловой энергии производится персоналом лицензированной фирмы. Вы можете лишь проконтролировать их работу, зная, что расходомер ставится на подающем трубопроводе, а датчики врезаются на подачу и в обратку. Причем в новых моделях датчик бывает один – для обратной магистрали, а измеритель температуры подачи встроен в корпус расходомера.

Как правило, современные теплосчетчики не нуждаются в соблюдении измерительных участков (прямых труб определенной длины до и после прибора).

Понятие и состав ОДН

Общедомовые нужды по электроэнергии – это мощность, израсходованная на потребности многоэтажки.

Показания поквартирных счётчиков в этом случае исключаются.

Ресурс в помещениях, не оснащённых прибором, высчитывается пропорционально площади от общего объёма электропотребления. В ОДН включают:

  • освещение чердачных и подвальных комнат, лестничных пролётов, подъездов и тамбуров, технических помещений;
  • энергию, затрачиваемую на работу лифтов, помп и домофонов;
  • электричество для видеокамер и телевизионных антенн,
    потери внутридомовой распределительной сети.

Иные расходы учитывать в ОДН запрещено.

Если часть ресурса утекает в неизвестном направлении – затраты ложатся на управляющую организацию.

Резюме

В статье приведены все положения нормативно-правовых актов, в которых упоминаются общедомовые приборы учета. Анализ судебной практики показал, что эти нормы могут трактоваться прямо противоположным образом. До формирования правовой позиции высшими судебными органами практику применения законодательства по рассматриваемой проблеме нельзя назвать сложившейся. Впрочем, очевидно, что, например, в Хабаровском крае суды общей юрисдикции будут признавать незаконным использование прибора учета, установленного без согласия жильцов, в расчетах за коммунальные услуги (такова позиция краевого суда).

Сложившаяся ситуация выявляет несовершенство и неуниверсальность правовых норм, что, к сожалению, не редкость в настоящее время. В заключение остается лишь привести позицию автора. Итак, нам более близка точка зрения, согласно которой принадлежность общедомового прибора учета тому или иному лицу не является фактором, определяющим возможность принятия его показаний к расчету платы за коммунальные услуги. Главное – место его установки, а именно на границе сетей, принадлежащих собственникам помещений. Безусловно, прибор учета может находиться в общей собственности собственников помещений в МКД. Однако компаниям, которым принадлежат коммуникации, граничащие с внутридомовыми инженерными сетями, также не запрещено устанавливать подобные счетчики. Соответственно, согласия на монтаж на границе сетей приборов учета, которые не будут принадлежать жильцам, получать от последних не требуется. Вместе с тем представляется, что УК не вправе самостоятельно, в своих интересах и за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета на сетях, которые ей не принадлежат. Поясним почему. Несмотря на то, что УК имеет статус абонента в договоре ресурсоснабжения, инженерные сети внутри МКД не принадлежат ей, она не вправе использовать их для установки какого-либо оборудования. Кроме того, не нужно забывать, что УК выступает в качестве исполнителя по договору управления, действует по заданию собственников помещений. Перед заключением договора УК имела возможность получить информацию о конкретном МКД и, в частности, о том, оснащен ли он общедомовыми приборами учета. Единственный вариант для нее – убеждать жильцов в необходимости установки таковых. Естественно, все сказанное справедливо, если речь не идет о принудительной установке приборов учета согласно Закону об энергосбережении.

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

“Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение”

Кто должен устанавливать ОПУ?

Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).

Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок». Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?

И что же это за лица?

Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?

Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 – 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.

Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств. В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления. В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления

В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.

Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».

То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.

Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.

Что можно сделать, если не правомерно начисляют плату за электроэнергию по ОДН?

В случае если Управляющая компания, ЖЭК и т.д. не правомерно начисляет плату за электроэнергию по ОДН, то в таком случае, можно написать заявление в в данную компанию, что бы предоставили полный расчет по начисленным сумма за ОДН. Так же можно написать жалобу в Роспотребнадзор, жалобу в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, жалобу в администрацию района. Если данные жалобы не дадут результата, то можно обратиться в суд, для восстановления нарушенного права.

Сегодня вопрос точного учёта потребляемого населением электричества является одним из наиболее актуальных в сфере коммунального обеспечения. По этой причине управляющие компании, отвечающие за электроснабжение и жильцы, потребляющие электричество, заинтересованы в том, чтобы точно понимать, как именно рассчитывается ОДН за электроэнергию.

ОДН – это сокращённая аббревиатура термина «общедомовые нужды». Иными словами, это определённый объём электричества, потребляемый для обслуживания территорий того или иного дома.

Квитанция на оплату ОДН

При этом стоит разделять ОДН и индивидуальное потребление электричества. Проясним ситуацию на примере. Любой дом, подключённый к электросети, каждый день получает от обеспечивающей организации определённый объём электричества. Частично она потребляется жильцами – это как раз и есть индивидуальное потребление. Частично энергия требуется и для освещения общей территории всего дома. Это как раз и есть общее потребление электричества или ОДН.

Подсчёт использованного света в первом случае не составляет труда – в квартире каждого из нас есть специальный счётчик, чётко показывающий, сколько электричества мы использовали за временной отрезок. ОДН же подсчитывается при помощи общедомовых счётчиков, показания которых в квартирах не отображаются.

Какой норматив начисления в регионах?

Единого тарифа на электроэнергию для коллективных нужд не существует – показатели устанавливают регионы самостоятельно на основе анализа данных учёта по множеству объектов.

Среднее значение узаконивают в качестве норматива. Факторы, влияющие на величину показателя:

  • локальный отопительный агрегат;
  • лифтовый подъёмник;
  • насосное оборудование;
  • освещение и наличие коллективного счётчика.

Как должны уведомлять об отключении электричества за неуплату, читайте здесь.

Действующие в текущем году нормативы по регионам изменяются в широких пределах и достигают значения 7,0 кВт*час/мес. за 1 м².

Описание многоквартирного дома
Тариф, кВт*час в месяц/м²
Есть подъёмник, но нет отопителей горячей воды
2,88
Без лифта и подогревателей ГВС
0,61
Без лифтов, с нагревом жидкости в холодный сезон
0,61

В Новосибирской области норматив дифференцирован по этажности домов:

  • МКД3 – 0,907;
  • МКД5 – 2,210;
  • МКД12 – 4,411;
  • МКД13 – 6,128―7,014 кВт*ч (зависит от присутствия подогрева).

Саратовские жители платят за ОДН в МКД2 0,59; МКД4 – 0,84 кВт*час.

Ростовчане в аналогичных условиях (только освещение) – 0,6; при наличии лифта – 1,7 кВт*час/мес. за 1 м².

Порядок установления

Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей

При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Нормативы потребления

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем. Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.

Установка и оплата общедомовых счетчиков

Согласно федеральному законодательству, обязательство по оплате монтажа счетчиков возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. Если многоэтажка находится на балансе государства или муниципалитета и используется для осуществления государственных нужд, установка ОДПУ производится за счет бюджетных средств.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Проводится общее собрание собственников помещений. На нем решается, нужны ли счетчики, какие именно приборы покупать и какая компания будет устанавливать. Все подкрепляется соответствующим решением в письменном виде и за подписями участников. Решение может принимать и управляющая компания единолично, не оповещая при этом собственников квартир.
  2. Покупается счетчик.
  3. Все работы по установке согласовываются с УК, на балансе которой находится многоквартирный дом. В случае причинения повреждений и отсутствия разрешения УК виновник обязуется компенсировать причиненный ее оборудованию ущерб, поэтому согласование обязательно.
  4. Устанавливается счетчик. Если это делает сторонняя организация, потребуется присутствие представителей УК, но можно вызвать и мастера из управляющей компании.

В дальнейшем УК обязана проверить работоспособность прибора и его соответствие ГОСТам. До тех пор, пока он не будет опломбирован, показания с него браться в расчет не будут.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Обязательство по оплате установки общедомовых приборов учета возлагается на собственников квартир. Если дом является государственным, расходы компенсируются из бюджета. В оплату входит стоимость самого счетчика, работы по его установке и опломбированию.

Рассмотрим детальные примеры:

Пример 1: Многоквартирный дом. Сдан в пользование 01.01.2018 года, жильцам отводится 3 месяца на установку приборов контроля расхода тепловой и электрической энергии. Дом обслуживается не УК, а ТСЖ, поэтому оплачивать они будут самостоятельно все однозначно.

Пример 2: Многоквартирный дом, использующийся для государственных нужд. Квартиры в нем сдаются по договорам социального найма, но находятся в собственности муниципалитета. Обязательство по установке должна выполнить администрация.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета

Прямым основанием, указывающим на обязательство по установке собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах приборов учета, является ст. 13 ФЗ «ОБ энергосбережении». В ней говорится, что данное требование должно быть выполнено до 1 июля 2012 года, а для жителей Крыма – до начала 2019 года.

Если дом только сдан в эксплуатацию, жильцам дается на установку 3 месяца.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ

Установка общего учетного оборудования должна была быть окончена в старых домах еще в 2012 году. В то время УК оповещали всех собственников о планирующихся работах в письменном виде.

Сейчас же они это делать не обязаны, потому как наличие счетчиков является обязательным.

В случае, если собственники отказываются платить за установку

Оплата монтажа общих счетчиков производится до или после завершения работ. Если кто-либо из собственников выступает против этого, в соответствии с законодательством с них взыскивается оплата принудительно, дополнительно к этому они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При необходимости установки приборов учета жильцам может быть дана рассрочка по оплате на 5 лет.

Почему работы по установки не выполняются за счет средств текущего ремонта

Согласно законодательству, средства, предназначенные на текущий ремонт, не могут расходоваться на установку счетчиков, если дом находится в неудовлетворительном состоянии. Предназначение данной статьи бюджета заключается в своевременном выявлении и устранении неисправности инженерно-коммунальных сетей для предотвращения аварии.

В таком случае доли собственников определяются в равномерных частях.

Порядок установки общедомового прибора учета

Для монтажа ОДПУ необходимо руководствоваться нормами Приказа Минэнерго РФ №149, согласно которому порядок действий выглядит так:

  1. Представители УК подают заявку в ресурсосберегающую организацию, приложив к ней копии свидетельств о собственности, учредительных документов, ИНН, свидетельства о регистрации в ИФНС.
  2. На рассмотрение заявки РСО отводится 10 дней после принятия.
  3. Заявителем подписывается проект договора, отправляется в РСО.
  4. Производится монтаж.

При получении отказа РСО может быть привлечена к ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение требований федерального законодательства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий