Судебная практика
Как видим, действующее законодательство позволяет собственникам помещений в МКД производить оплату электроэнергии по ИПУ напрямую РСО (если они оформили договор с УК) и заключать прямые договоры энергоснабжения с РСО не только в случае непосредственного управления, но и при отсутствии договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и УК.
Поэтому для полноценного анализа обоснованности требования РСО обратимся к судебной практике при рассмотрении подобных споров.
Незаконность требования РСО подтверждается в Определении ВАС РФ от 09.10.2009 N ВАС-10099/09 и Постановлении ФАС ВСО от 29.04.2009 по делу N А33-6706/08-Ф02-1670/09. Суд отказал в удовлетворении требований РСО к ТСЖ о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию. Основаниями для отказа послужили наличие у собственников помещений в МКД договоров на поставку электроэнергии с РСО и отсутствие доказательств того, что ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг (договор энергоснабжения с РСО расторгнут). Свидетельством того, что РСО является исполнителем коммунальных услуг, стали квитанции, выставленные собственникам от имени РСО.
Мы видим, что названные судебные акты датированы 2009 г., а на сегодняшний день по подобным спорам сформирована и другая точка зрения.
Так, в Определениях ВАС РФ от 30.01.2013 N ВАС-430/13, от 06.04.2012 N ВАС-3073/12, от 15.12.2010 N ВАС-16342/10, Постановлениях ФАС ЦО от 08.11.2011 по делу N А36-4680/2010, ФАС УО от 24.02.2011 N Ф09-394/11-С5 суды указали на обязанность УК как исполнителя коммунальных услуг собирать с жителей и вносить РСО плату за электроэнергию на ОДН. По мнению арбитров, получение РСО платы за потребленную электроэнергию от граждан по ИПУ не прекращает обязательства УК как исполнителя коммунальных услуг и абонента по договору производить оплату электроэнергии на ОДН в адрес РСО. Также суды отметили: поскольку дома находятся в управлении УК, именно она является исполнителем коммунальных услуг. Помимо прочего, прозвучал тезис, что обязанность собственников помещений в МКД заключать прямые договоры с РСО возникает только в случае непосредственного управления домом.
Таким образом, из указанных судебных актов следует, что при разрешении подобных споров суды в случае отсутствия непосредственного управления и при управлении домами УК внесение жителями платы за электроэнергию по ИПУ напрямую РСО интерпретируют как внесение платы за УК, приравнивая его к уступке права требования. При этом суды не считают, что между жителями и РСО возникают договорные отношения по энергоснабжению.
По мнению автора, такая позиция судов призвана защищать интересы собственников от отказа УК оказывать коммунальные услуги при управлении МКД. При выставлении квитанций жителям напрямую РСО и получении от них частичной оплаты у УК возникают сложности в коммуникации с жителями и РСО. Для своевременного и полного сбора с жителей платы за электроэнергию должны быть регулярное взаимодействие УК и РСО, представление РСО данных в УК о суммах начисленной и поступившей от жителей в конкретный период времени платы за электроэнергию. В противном случае возможны как неполная оплата жителями стоимости коммунальных услуг, так и двойное выставление квитанций со стороны УК и РСО.
Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме
Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.
В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.
Общедомовые нужды: актуальные условия расчета
Так была снята проблема многолетнего недовольства граждан тем, что им приходится оплачивать потребление соседей, расходующих КР без должного учета, а также платить за утечки, к примеру, той же воды из неремонтируемых УК труб. Для обычных потребителей система стала проще и понятнее, а управляющим компаниям работы, несомненно, прибавилось. Они каждый месяц должны проводить сверки расходования ресурсов с РСО, и при превышении потребления над установленными нормативами оплачивать разницу ОДН за свет и воду из своего кармана.
Не влияет на начисление ОДН и длительное отсутствие жильцов, даже если оно подтверждается документально. Независимо от того, живет собственник в квартире или уезжает на полгода в другой город, подъезд необходимо убирать, придомовую территорию – освещать, а клумбы – поливать.
11 Мар 2019
lawurist7
2129
Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде
Согласно федеральному законодательству льготы монетизированы, и начисления за внутриквартирное потребление и за ОДН всем потребителям выставляются в полном объеме. Соответственно, граждане, имеющие льготы по оплате услуги энергоснабжения, получают денежную компенсацию в размере установленного норматива в зависимости от категории льготы. Начислением льгот занимается местный орган социальной защиты.
Обязанность управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена подпунктом “в” пункта 49 Правил N 307 и пунктом 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее — Основные положения N 530).
Судебная практика по общедомовым нуждам
Плату за коммунальные услуги в местах общего пользования рассчитывают в соответствии с установленными нормативами потребления на общедомовые нужды.Управляющие организации не могут списать на жильцов все затраты по теплу, воде и электроэнергии, рассчитанные общедомовыми приборами учета, а жильцы не платят за общедомовые расходы больше, чем они тратят в собственных квартирах.
Определением Московского городского суда Московской области от г.По делу № 33-48242/2021 отменено решение Дорогомиловского районного суда г.Москвы об удовлетворении иска управляющей компании к собственнику дома в коттеджном поселке за предоставление комплекса услуг по техническому содержанию и уборке дорог общего пользования, включая текущий ремонт дорожного покрытия; уходу за организованными зелеными насаждениями на землях общего пользования; уборке территории общего пользования; вывозу бытового мусора потребителя; содержанию ограждения территории коттеджного поселка; организации пропускного режима и соблюдения порядка на территории, что включает в себя: работу контрольно-пропускного пункта; недопущение посторонних лиц на территорию поселка. апелляционным определением Московского городского суда по делу № 33-34021/15 отменено решение Останкинского районного суда г. Я в наследство от отца получил участок в элитном коттеджном поселке .Москвы, которым с собственника двух домов в коттеджном поселке в Мытищинском районе МО были взысканы платежи за содержание общей инфраструктуры. На тот момент,я находился в местах лишения свободы .Изучение указанных судебных актов позволяет выявить следующие важные моменты: Возможно, указанные судебные акты будут началом нового этапа взаимоотношений собственников домов в коттеджных поселках и управляющих компаний и интересы собственников будут защищаться в должной мере. После моего возвращения управляющая компания насчитала мне долг за обслуживание участка, охрану, озеленение и т.д. Договор на оказание услуг управляющей компании возможно покойный отец и подписывал, я его не нашел. Я не помогаю жильцам воевать против УК, которую я сопровождаю и не стану сопровождать УК, если у меня есть договор с ее жителем.Требования управляющей компании чрезмерны и необоснованны? он составил половину стоимости участка хотя даже дома на нем нет. Могу ли ,я не платить долг за время моего отсутствия, так как я был фактически лишён возможности пользования. И не заключу договор на сопровождение с УК, если у нее есть конфликт интересов с другой УК, которую я уже обслуживаю. Вы утверждаете, что можно «победить» управляющую компанию, которая предъявила иск о взыскании за кап ремонт, общедомовые нужды и текущий ремонт.Те же претензии можно предъявить юристу, который оказывает услуги по расторжению брака или разделу имущества как мужьям, так и женам. УК показала договор по МКД на 5 лет, утвержденный частью жильцов собственников квартир заочным голосованием, но по кап.ремонту, общедомовым нуждам и текущему ремонту там ничего нет.
Снова о водоотведении на ОДН
Исходя из приведенных положений, объем «водоотведения на ОДН», подлежащий оплате ИКУ в пользу РСО, должен с начала 2017 года рассчитываться по нормативу, действующему по состоянию на 01.11.2016, а установление такого норматива не предусматривалось, то есть было равно нулю. Следовательно, с 01.01.2017 как и в предыдущие периоды, предъявление к оплате ИКУ в пользу РСО стоимости «водоотведения на ОДН» не предусмотрено.
После утверждения Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 года «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)» наконец-то была определена единая для всех судов РФ позиция, что «водоотведения на ОДН» нет, такая услуга не подлежит оплате ни потребителями в пользу исполнителей, ни исполнителями в пользу РСО, и в первом полугодии 2016 года острота вопроса стала спадать.
Как рассчитать ОДН за электричество
ОДН на электроэнергию рассчитывается в соответствии с тарифами и нормативами, утвержденными областным правительством для каждого региона. Однако, несмотря на разницу в тарифах, формула расчета ОДН по электроэнергии на сегодняшний день едина для всех.
1. В первую очередь для расчета ОДН снимаются показания общедомового счетчика. Общедомовой счетчик фиксирует, сколько всего электроэнергии было поставлено в дом за отчетный период.
Для примера представим, что общедомовой счетчик показал, что за текущий расчетный период домом было потреблено 5 500 кВт⋅ч. Это общая сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды.
2. После того, как показания общедомового счетчика сняты, они сравниваются с показаниями индивидуальных приборов учета. Для этого суммируются все показания, которые были сданы жильцами дома. Обычно период сбора показаний за электроэнергию — с 23-го по 25-е число каждого месяца. Ограничение в датах сдачи показаний нужно для того, чтобы показания снимались максимально единовременно, что снижает расхождения при сведении баланса по дому.
Допустим, что сумма всех ИПУ составила 4 500 кВт⋅ч. Это тот объем электроэнергии, который был потреблен жильцами квартир в личных целях.
Стоит отметить, что на сегодняшний день сбор показаний с жильцов встречается все реже в результате его крайней неэффективности и невозможность исключить «человеческий фактор». Судите сами:
- Жильцы не всегда сдают показания. Кто-то забывает, а кто-то уезжает в отпуск или командировку, и физически не имеет доступа к счетчику. В результате собрать показания со 100% жильцов просто невозможно.
- Показания передаются с ошибками. Кого-то подводит зрение, кого-то — внимательность, а у кого-то просто неразборчивый почерк. Поэтому при сборе показаний с жильцов часть показаний, на основании которых совершается расчет оплаты ОДН, всегда ошибочна. Не говоря уже о том, что недобросовестные жильцы могут осознанно занижать показания своих приборов учета.
- На обработку всех показаний, которые поступили от жильцов, уходят целые часы, а то и дни — в зависимости от того, сколько домов и квартир обслуживает управляющая компания. В свете количества дел, которые требуют внимания управляющих компаний, такой расход времени на обработку показаний просто нерационален.
Существует еще целый ряд причин, почему «ручной» сбор показаний все увереннее уходит в прошлое, уступая место автоматизированному сбору показаний электроэнергии, который позволяет свести баланс по всему дому за 15 минут со 100% точностью.
3. После того, как показания ИПУ жильцов собраны и суммированы, полученная сумма вычитается из общедомовых показаний. Это дает понять, сколько из общего объема потребления было потрачено жильцами, а сколько ушло на обслуживание общедомовой территории.
5 500 кВт⋅ч – 4 500 кВт⋅ч = 1 000 кВт⋅ч. 1 000 кВт⋅ч — это и есть объем электроэнергии, который был потрачен на общедомовые нужды за отчетный период.
4. Для того, чтобы распределить полученный ОДН по квитанциям собственников, нужно вычислить, какой объем общедомового расхода будет оплачиваться каждым конкретным собственником. Такой объем считается на основании площади, которую занимает собственник. Поэтому для начала рассчитывается отношение одной единицы ОДН (в случае с электроэнергией это 1 кВт⋅ч) на 1 м² жилой площади.
К примеру, жилая площадь многоквартирного дома составляет 5 600 м². Для того, чтобы рассчитать объем ОДН на 1 м², разделим весь объем ОДН в 1 000 кВт⋅ч на всю жилую площадь дома. 1 000 кВт⋅ч / 5 600 м² = 0,178 кВт⋅ч, именно такой объем ОДН приходится на 1 м² жилого помещения.
5. Имея информацию, какой объем ОДН приходится на 1 м² жилого помещения, можно рассчитать, какой объем ОДН будет оплачен каждым конкретным собственником.
Если квартира собственника имеет площадь 35 м², то умножив объем ОДН за 1 м² на эту площадь, получим 6,230 кВт⋅ч. Это тот объем ОДН, который будет оплачен собственником с квартирой площадью 35 м².
6. Оплата ОДН рассчитывается в соответствии с нормативами, утвержденными в городе или регионе.
В случае, если тариф за электроэнергию равен 5 руб./кВт⋅ч, то, умножив 6,230 кВт⋅ч на 5 руб., получим 31 руб. 15 коп. Это сумма ОДН, которую оплатит собственник с квартирой 35 м².
Приведенная формула расчета ОДН по электроэнергии будет актуальна, если в доме установлен общедомовой прибор учета. Если общедомового счетчика не установлено, ОДН оплачивается по нормативам с применением повышающих коэффициентов.
Порядок расчета электроэнергии на общедомовые нужды
Электроэнергию, потребленную на ОДН, стали считать после вступления в законную силу ПП от 23 мая 2006 г. «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».
Данный нормативный акт утратил актуальность с 1 сентября 2012 г., когда начали действовать новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые утверждены ПП РФ № 354 от 6 мая 2011 г.
Остановимся подробнее на понятии ОДН. Показания общедомового прибора учета любого поступающего в многоэтажку ресурса (водоснабжение, тепло, электрическая энергия) никогда не будут равны сумме значений, снятых с индивидуальных счетчиков. Причина этого явления проста: часть коммунальных услуг расходуется на общедомовые нужды.
Согласно вышеуказанным законодательным актам, оплата всех потребленных услуг должна осуществляться владельцами помещений в многоквартирном доме. Следовательно, собственники обязаны рассчитаться за ресурс по индивидуальному прибору учета, а также компенсировать долю на ОДН по электрической энергии, водоснабжению и теплу.
Расчет потребленной коммунальной услуги на общие нужды дома зависит от трех факторов:
- Наличия общедомового счетчика;
- Площади квартир и нежилых помещений в многоэтажке;
- Наличия внутриквартирных приборов учета.
Рассмотрим порядок начисления платы за электроэнергию МОП на простейших примерах. Широко распространенная ситуация: многоквартирный дом оборудован коллективным счетчиком, а помещения внутри него лишь частично. Некоторые жилые и нежилые помещения имеют приборы учета, а остальные ими не оснащены. В данном случае общедомовые нужды рассчитываются по нижеприведенной формуле:
ОДН кв. № 1 = (О – К – Н) × ПК \ ПД, где
- ОДН кв. № 1 – общедомовое потребление ресурса, приходящееся на конкретную квартиру;
- О – Суммарное потребление ресурса домом;
- К – Общее потребление квартирами;
- Н – Суммарное потребление в нежилых помещениях;
- ПК – Площадь конкретной квартиры;
- ПД – Общая площадь помещений дома.
Словами формулу можно пересказать так: объем ОДН на электроэнергию, приходящийся на определенную квартиру (в нашем случае № 1) или нежилое помещение, пропорционален отношению площади данного объекта к суммарной площади дома, а также к ресурсу, оставшемуся без оплаты по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативам.
Приведенный порядок вычисления электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды для каждого из помещений (независимо от того, жилое оно или нет) соответствует формуле 13 в приложении 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных ПП России 6 мая 2011 г. № 354.
Каким образом происходит начисление электрической энергии ОДН при отсутствии общедомового счетчика? Ответ содержится в формуле 17, приведенной в прил.2 к «Правилам…». Существуют нормативы общедомового потребления электроэнергии, которые и ложатся в основу расчетов.
Формула для них следующая:
ОДН кв. №1 = Н × ПП × ПК / ПД, где
- ОДН кв. № 1 – общедомовое потребление ресурса, приходящееся на конкретную квартиру;
- Н – Норматив потребления на ОДН;
- ПП – Суммарная площадь помещений, относящихся к общедоступным (подвалы, подъезды и пр.);
- ПК – Площадь конкретной квартиры;
- ПД – Общая площадь помещений дома.
Результат проведенного расчета доли электроэнергии на ОДН, приходящееся на квартиру или нежилое помещение, суммируется с потреблением ресурса по индивидуальному счетчику или нормативу. Итоговая сумма вносится в квитанцию на оплату коммунальных услуг.
Оплата счета за предоставленные ЖКУ входит в обязанность собственников помещений многоквартирного дома. Вносить указанную сумму на расчетный счет УК или ТСЖ необходимо своевременно.
Что такое ОДН
Это расходы на обслуживание общего имущества, которое принадлежит собственникам многоэтажного дома: лифта, придомовой территории, лестничных клеток, чердаков, подвалов и т.д.
К примеру, в графе расхода электроэнергии на ОДН оплачиваются издержки ресурса на лампочки в подъездах, домофоны, антенные усилители и другие показатели.
К общедомовому потреблению относят ресурсы, расходуемые на нужды дома. Составляющие оплаты за общедомовые нужды в многоквартирном доме:
- оплата за содержание дома;
- услуги по управлению домом, его имуществом, ремонт, свет, тепло, воду;
- оплата капитального ремонта;
- коммунальные платежи по статье 154 ЖК.
Рассмотрим, как начисляется плата:
- Если в многоквартирном здании установлен общедомовой счетчик, начисление производится пропорционально площади жилого помещения, исходя из объема потребления, показанного индивидуальным прибором учета.
- Если нет общедомового счетчика, объем общедомовых нужд (ОДН) начисляют при использовании специального норматива. Значение норматива определяется администрацией или ресурсоснабжающей организацией в регионе. Т.е. рассчитывается плата, исходя их объема ОДН и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
С 2018 года общедомовые нужды остались в квитанциях, но называются иначе, так как вступил в силу новый закон, Постановление Правительства №1148.
Начисления за ОДН переместились в “содержание помещения” из графы “коммунальные услуги”.
Понятие
Если говорить коротко, то это плата за обслуживание общего хозяйства дома, то есть того имущества, которым жильцы, и собственники, и наниматели, владеют совместно, пользуются им сообща.
Например, у дома есть прилегающая к нему территория.
Никому по отдельности она не принадлежит, это общее хозяйство. Его нужно обихаживать, содержать в порядке и чистоте.
Чем и занимается УК или иная нанятая собственниками жилья организация. Плата за обслуживание распределятся пропорционально между жильцами.
Правда, непосредственно к общедомовым нуждам эта услуга не относится и выделяется в квитанциях в отдельную строку, но суть ее от этого никак не меняется.
Общедомовыми нуждами называются услуги (коммунальные), которые предоставляются жильцам при использовании и содержании общедомового имущества.
К такому имуществу законодатель (согласно ЖК ст. 36) отнес:
- Лестничные площадки.
- Лестницы.
- Лифтовое хозяйство, включая сами лифты, шахты.
- Иные связанные с домом конструкции.
- Коридоры. Технические этажи.
- Чердаки, подвалы.
- Инженерные коммуникации.
- Оборудование, которое обслуживает более одного помещения.
- Крыши.
- Помещения, которые не принадлежат отдельно взятому собственнику, а служат для удовлетворения бытовых или социальных потребностей, например, расположенный в доме спортзал.
- Конструкции, несущие, а равно и ненесущие, ограждающие.
- Земельный участок, на котором расположен дом.
Все это имущество следует содержать в надлежащем порядке, предоставляя коммунальные услуги, связанные с водоснабжением (ГВС), подачей электроэнергии, газа, тепла и т. д.
К ОДН относят:
- технические потери в инженерных коммуникациях (внутридомовых) водоснабжения, электричества, газа, тепла, оборудования дома. В их число входят потери, которые возникают при авариях, промывках систем, заполнения их, испытаний;
- уборка, очистка (санитарная и гигиеническая) общедомовых помещений;
- благоустройство придомовых территорий, содержание их;
- освещение подъездов, а так же чердаков и подвалов, подвалов, обеспечение их теплом;
- работа лифтов, другого оборудования, например, домофонов.
Изыскания судей.
В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Какие сведения учел орган тарифного регулирования?
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.
Важно ли освещение чердаков?
Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.
Какую информацию УК предоставила РСО?
Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Вывод судей
Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.
Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018).
* * *
При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).
Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.
В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.
Формула Расчета Одн На Электроэнергию С 1 Июля 2021 Года Для Населения
Согласно документу , с начала действия нового рынка электроэнергии признаются утратившими силу целый ряд нормативных документов, ранее регламентирующих работу украинской энергетики. Данное решение НКРЭКУ объясняет необходимостью упорядочения нормативной базы деятельности на рынке электрической энергии Украины и для обеспечения своевременной подготовки участников рынка электрической энергии Украины к работе нового рынка электрической энергии. Она была введена в связи с потерей контроля над частью Донецкого угольного бассейна из-за войны на Востоке. После оккупации Донбасса большинство шахт с антрацитовым углем, на котором работает большое количество ТЭС, оказалось на неподконтрольной территории. Поэтому, чтобы обеспечить энергетическую независимость Украины от оккупированных территорий, было принято решение покупать топливо на международной бирже в Нидерландах, куда доставляют уголь из ЮАР и Южной Америки. В Нацкомиссии тогда заявляли, что такая методика расчета должна устранить ручное регулирование цен, обеспечить независимость от поставок из зоны боевых действий и позволит Украине накапливать достаточное количество угля к зиме.
Расчет между управляющими компаниями и жильцами осуществляется по показателям квартирных счетчиков, которые не учитывают указанные потери. Двухкомпонентный тариф на ГВС — это более справедливые, но не всегда совершенные условия использования горячей воды в МКД.
Что входит в ОДН?
Под общедомовыми нуждами понимаются услуги, которыми пользуется не отдельно взятый владелец, а все собственники.
В ОДН входят следующие компоненты:
- свет в подъезде и других общедомовых местах;
- электричество, потребляемое домофоном;
- работа лифта;
- поливка газонов или мытье подъездов;
- горячая вода в батареях общедомовых территорий.
Нужды разнообразны. Главным образом они представлены потребностью в освещении и водоснабжении. Сюда входит и обслуживание лестничных проемов, подвалов и чердаков.
Плата за ОДН обеспечивает весь дом. На практике имеет место пренебрежение такими услугами со стороны управляющих компаний. Организации халатно относятся к своим обязанностям. Как результат: снижение качества оказываемых услуг и увеличение бессмысленных расходов. Ранее в ОДН включались и перерасходы энергии. Теперь они относятся к оплате за жилье.
Изыскания судей.
В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Какие сведения учел орган тарифного регулирования?
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.
Важно ли освещение чердаков?
Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.
Какую информацию УК предоставила РСО?
Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Вывод судей
Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.
Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018).
* * *
При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).
Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.
В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.