Нормативное регулирование установки и замены счетчиков
Правовое обеспечение в сфере потребления электроэнергии с учетом специфики правоотношений между поставщиком и потребителем услуг регулируется общими нормами законодательства, а также отдельными законами, имеющими особое значение либо направленную специфику.
В данном разделе представлена подборка кодексов, законов и подзаконных актов, которыми регламентируется установка и замена электросчетчиков:
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- , которым утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда;
- ;
Данный список не является исчерпывающим, он содержит лишь базовые федеральные законы.
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 N 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», с 26 октября 2014 года возникает необходимость перепрограммирования приборов учета электрической энергии.
Самые распространенные среди приборов учета электроэнергии — двухтарифные. Их особенность заключается в том, что они производят раздельный учет электроэнергии по дневному (высокому) и ночному (низкому) тарифам.
До настоящего момента все двухтарифные электросчетчики были автоматически запрограммированы разделять сутки на две тарифные зоны: день — с 7.00 до 23.00 и ночь — с 23.00 до 7.00. Однако теперь, когда перевод часов отменен, счетчики учитывают электроэнергию неправильно и, следовательно, полученные данные некорректны.
Решением данной проблемы является перепрограммирование счетчиков электроэнергии.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее — Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).
Согласно пункту 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения), если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).
Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска остановленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, также возлагается на собственника такого прибора учета.
Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии. При этом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.
Таким образом, перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы.
Указанные затраты гарантирующего поставщика на перепрограммирование приборов учета могут быть рассмотрены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования в качестве экономически обоснованных расходов организации, связанных с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.
Исходя из приведенных норм законодательства, действия гарантирующих поставщиков по навязыванию потребителям платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии могут содержать в себе признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая изложенное, прошу использовать данную позицию при рассмотрении территориальными органами ФАС России соответствующих заявлений.
Дополнительно сообщаем, в качестве примера применения мер антимонопольного реагирования можно использовать информационное письмо Московского УФАС России в адрес гарантирующих поставщиков электрической энергии (электронный адрес в сети «Интернет» — http://moscow.fas.gov.ru/page/11667).
Письмо Управления ФАС по г.Москве.
Заставляют выносить счетчик электроэнергии на улицу: законно ли требование в России, и кому это выгодно?
Поставщики электроэнергии требуют монтировать счетчики на улице для удобства их осмотра и снятия показаний.
Кроме того, при температуре воздуха ниже нуля прибор часто работает не в пользу граждан. Погрешность достигает 10% и более. Это «на руку» сбытовой компании. Установленные таким образом счетчики быстрее выходят из строя, соответственно — возрастают расходы собственников на их замену, монтаж и опломбировку.
Потребители задаются вопросом: законна ли такая установка?
Условия энергетиков по монтированию устройств вне помещений незаконны!
Они идут вразрез со следующими нормативными актами:
1. П. 1.5.27 ПУЭ (правил устройства электроустановок)
В документе говорится, что счетчик следует устанавливать в легкодоступном для техобслуживания сухом помещении с температурой зимой не ниже нулевой отметки.
Вынос прибора на улицу подвергает его влиянию атмосферных осадков и низких температур.
2. П. 1.5.29 ПУЭ
Допустимая высота монтажа счетчика находится в интервале от 0,4 до 1,7 м от пола.
Рекомендации энергетиков установить счетчик повыше для его сохранности нарушают данную норму и создают значительные неудобства собственнику при ежемесячном снятии показаний расхода электроэнергии.
3. Ст. 210 ГК РФ
Собственник отвечает за сохранность своего имущества, если иное не предусмотрено договором.
Выдвигая требования установить прибор на улице, энергосбытовая компания лишает владельца возможности сохранить его. Доступ к уличному электросчетчику имеют все желающие, в т. ч. хулиганы и воры.
На основании вышеизложенного, собственник вправе отказаться от монтажа устройства вне помещения.
С потребителей снята ответственность за приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии
Федеральный закон от 27.12.2018 N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации»
Соответствующая обязанность переносится на гарантирующих поставщиков (в отношении многоквартирных домов) и сетевые организации (в отношении иных потребителей).
При этом расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Расходы сетевой организации подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Федеральным законом также закрепляется понятие «интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) (ИСУ)». Правительство РФ наделяется полномочием по утверждению правил предоставления доступа к минимальному набору функций ИСУ.
Регламентируется порядок коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению. При этом устанавливается обязанность гарантирующих поставщиков и сетевых организаций осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается применение прибора учета.
- Федеральным законом устанавливается, что по всем приборам учета электрической энергии, после 1 января 2022 года допускаемым в эксплуатацию на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет такой энергии, минимального набора функций ИСУ.
- С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций ИСУ субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа.
- Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
- Перейти в текст документа »
Счетчики электроэнергии делятся по нескольким параметрам, но основным считается деление на:
- Индукционные или механические: их устанавливали в Советском Союзе, кое-где они остались. Учет энергии происходит при помощи вращающегося диска: чем выше потребление, тем больше скорость.Количество потраченной энергии фиксируется постоянно меняющимися цифрами. Срок службы таких приборов, указанный в техническом паспорте, составляет около 20-30 лет.
- Электронные: более новые модели, которые стараются установить сейчас все. Они состоят из электронного элемента: когда на него воздействует электрический ток, он вырабатывает импульсы, по количеству которых и определяется потраченное количество электричества.Приборы оснащены электронными дисплеями, на которых отражаются не только количество потраченной энергии, но и учитываются применяемые тарифы (можно забить в память несколько тарифов, и прибор будет переходить на них самостоятельно), скачки напряжения, минимальное и максимальное значения и многое другое. Срок службы устройств не превышает 16-18 лет.
Как часто меняют электросчетчики?
Использование счетчика дает возможность контролировать, сколько электроэнергии расходуется в квартире. Используют подобные приборы учета уже очень давно. В старых домах установлены индукционные счетчики, срок эксплуатации которых составляет 16 лет. Именно через этот интервал сотрудники службы метрологии проводят поверку и выдают заключение, в котором сказано, можно ли использовать этот прибор или его следует заменить.
Современный, технологичный мир, в котором машины и электроприборы занимают очень большую нашу, требует усовершенствования и электросчетчиков. Практически в каждой квартире сегодня установлен стиральные машины, холодильники с морозильными камерами, электродуховки и СВЧ-печи, утюги, компьютеры и много другой техники, которые работают от электричества.
Зачастую из-за потребляемой мощности электроэнергии счетчики выходят из строя и требуют замены. На смену индукционным приборам приходят постепенно электронные, которые не только имеют повышенную точность измерений, но и позволяют жильцам использовать 2, а то и 3 тарифа. Соответственно, суммы в квитанциях на оплату ЖКХ уменьшаются.
Допустимый срок эксплуатации счетчика электроэнергии прописан в его техническом паспорте. Замена прибора учета на лестничной клетки является бесплатной и осуществляется сотрудниками УК.
Когда требуется замена счетчика:
- У предыдущего прибора учета вышел срок эксплуатации, прописанный в техпаспорте.
- На счетчике видны следы механических повреждений.
- Табло прибора показывает данные не четко.
- Время межпроверочного периода закончилось.
- Если пломба на счетчике сорвана или повреждена, его меняют.
Когда расположенный на лестничной клетки прибор вышел из строя, инициировать его замену должен собственник квартиры, оформив вызов. Нельзя игнорировать повреждения электросчетчика, так как работать он должен исправно, показывая точный расход ресурса.
Также именно собственник должен следить за сроком службы прибора и вовремя сообщать в управляющую компанию или поставщику ресурса данные о том, что период эксплуатации подходит к концу. Если счетчик перестал работать, то в договоре на поставку электричества собственник может узнать, кто является ответственным лицом, которое проводит проверку, ремонт и обслуживание прибора.
Производить замену, ремонт и пломбирование счетчика учета электроэнергии может только квалифицированный сотрудник компании, которая поставляет ресурс. У такого человека должно быть специальное разрешение на осуществление подобных работ. После проведения ремонта прибора специалист пломбирует его и проверяет на правильность и безопасность работы. Если устанавливался новый электросчетчик, то собственнику выдается акт с указанием показаний прибора на момент ввода его в эксплуатацию.
Понравилась публикация?
Поставь ей оценку — кликай на звезды!
Подтвердить рейтинг
Рейтинг статьи / 5. Голосов:
Постановление правительства Москвы №831 ПП
Не проходящие в обществе дискуссии и форумы о проведении поверок счетчиков воды в Москве — их законности, привели к недоверию многих граждан, к ведомствам, которые проводят диагностику оборудования.
Очевиден вопрос, существует ли закон о поверке счетчиков воды в Москве? После непонимания законодательной инициативы со стороны рядовых потребителей, власти Москвы внесли изменения свое постановление
Особое внимание: не отменило
Способствовала этому прокуратура. Главный надзорный орган не устроило то обстоятельство, что ссылки на госстандарты оказались некорректны.
И прокуратура не отменяла. Росстандарт не смог подтвердить наличие у него таких данных.
Но тоже не отменил. Со временем, в Москве это стало нормой, пока в очередной раз надзорники не захотели проверить законность поверки водосчетчиков. Началось межведомственное «соревнование» в написании и опровержении вышедших документов.
В нем представлены правила, которые говорят о передаче ЖКХ-услуг владельцам помещений.
Уже здесь дается формулировка о квартирном учетном приборе.
Здесь же указывается на подачу водоснабжения. Как оно должно проводиться.
- Вы должны требовать от, проводящей работы организации, действий по обслуживанию ИПУ;
- Она, в свою очередь, обеспечивает проведение поверочных мероприятий за ваш счет. В сроки, которые отмечены в технических документах на прибор учета.
Дополнительные особенности
Подпункты Постановления № 442 также следят за тем, чтобы счетчики были не только заменены, но и находились в должном состоянии, а потребитель регулярно выплачивал деньги за использованную энергию.
Речь идет о случаях, когда владелец счетчика целенаправленно нарушает договор с компанией-представителем с целью огородиться от выплат.
К ним относятся:
- преднамеренное вмешательство в работу приборов (несанкционированное подключение к сети, повреждение пломбы счетчика, замена, несогласованная с вышестоящими органами);
- срыв сроков, отведенных на предоставление данных о неисправности прибора.
Все это приводит к тому, что искажаются реальные данные о потраченном количестве электроэнергии. Компании могут проводить как запланированные, так и незапланированные проверки, и если в ходе какой-либо из них выяснится, что потребитель как-то связан с подобным искажением данных, то на него будет возложен штраф.
Кроме того, с появлением указанного постановления коэффициенты наказания за это заметно возросли. Так, выявленному неплательщику придет счет об оплате за период времени, когда он не осуществлял денежных выплат. В большинстве случаев началом отсчета будет являться день последней проверки.
И если до 2012 года к такой категории граждан еще относились лояльно, то теперь им придется выплачивать суммы гораздо большие, нежели те, что могли бы быть при должном учете потраченной электроэнергии.
Возможно, Вам будет также интересна статья о двухтарифных электросчетчиках Меркурий.
Статью о том, как можно передать показания счетчика электроэнергии, читайте здесь.
Прочитав эту статью, Вы узнаете о способах оплаты электроэнергии через Интернет.
Смотрите видео, в котором разъясняются вопросы замены счетчиков электроэнергии по закону:
Замена старого счетчика электроэнергии на новый
Потребление электроэнергии жителями квартир и частных домов должно регистрироваться на узлах учета, установленных в жилом помещении, на лестничной клетке или на наружной стене строения. утверждает обязанность владельцев приборов учета пользоваться счетчиками класса 2.0 или 1,0. Те устройства, у которых КТ=2,5, пользователи имеют право эксплуатировать до окончания 16-летнего межповерочного интервала электросчетчика, а затем обязаны демонтировать старый счетчик и установить новый с повышенным классом точности.
Закон устанавливает, за чей счет приобретаются, монтируются и содержатся счетчики учета электроэнергии — за счёт средств балансовых держателей: Затраты по приборам, установленным в квартире или выведенным на лестничную площадку, несут собственники квартир.
Замена счетчика электроэнергии на лестничной площадке производится за счет гражданина.
Постановление правительства рф о бесплатном установлении электросчетчиков
Пока что замену внутриквартирных электросчетчиков можно произвести только за свой счет, как это прописано Федеральным законодательством, а именно Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Министерство строительства России предложило, чтобы замена электросчетчиков в 2019 году была бесплатной для собственников жилья. За установку приборов будет отвечать поставщик ресурсов.
Помимо этого, вне зависимости от места прописки, граждане, обладающие правом собственности на недвижимость, должны обращать внимание на многочисленные особенности, чтобы исключить неправомерных действий со стороны поставщика и Управляющей компании в частности. По этой причине целесообразно ознакомиться с ним и подробней
Инициатором установки нового прибора может выступать не только потребитель, но и энергосберегающая компания, которая направляет владельцу жилья письменное уведомление о замене.
Таким образом, если срок эксплуатации счётчика прибора учёта электроэнергии не истёк энергетическая компания не вправе требовать его замены за счёт потребителя. Замена прибора учёта потребляемой электроэнергии в жилом помещении находящемся в собственности потребителя в том числе и частных домовладений производится за его счет согласно статье 210 ГК РФ . . Постановление правительства 79 от 2018 о бесплатной установке и замене электросчетчиков.
Собственники квартир или индивидуальных жилых домов обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до 1 июля 2012 г (п. 5 и 6 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).
Ресурсоснабжающая организация не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ).
Цена такого договора определяется соглашением сторон. Оплату по договору можно произвести как единовременно, так и равными долями в течение пяти лет с даты его заключения или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Умные счетчики для автоматизации ЖКХ
Расчет за потребленную электроэнергию выполняется на основании показаний счетчика, поэтому исправность данного прибора исключительно важна.
Считается, что наиболее рациональное использование электрической энергии возможно при условии получения подробной и точной информации о ее потреблении и тарифах.
Ранее промышленность активно производила индукционные счетчики, которые хорошо зарекомендовали себя в квартирах, частных домах и других объектах. В настоящее время выпускается большое количество моделей электронных счетчиков для разного типа электрической сети (однофазной либо трехфазной) с множеством дополнительных опций:
- Отображение различной информации на дисплее.
- Хранение показаний в течение нескольких месяцев.
- Возможность удаленного считывания показаний.
Перечисленные модели более усовершенствованы и рассчитаны на мощность от 5 до 100 ампер, исходя из общей нагрузки по току в помещении и рассчитывая потребление за сутки. Это связано с тем, что используемая мощность электроэнергии увеличилась при появлении новых энергоемких бытовых приборов и техники.
Данное оборудование в обязательном порядке должно быть внесено в
Изучаем постановление 442 о замене счетчиков электроэнергии: практические советы
Взамен постановления №530 04.05.12 выходит новое — «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
В нем говорится, что процесс учета используемой гражданами РФ электроэнергии обязан проводиться исключительно электрическими счетчиками, и их класс точности обязан быть не менее 2,0. В случае, если класс точности оказывается ниже, счетчик подлежит замене.
Однако, им можно продолжать пользоваться в течение установленного для него срока службы или же до его возможной полной поломки.
После выхода указанного постановления срок службы приравнивается к межпроверочному интервалу — 6 годам. Таким образом, ставший неподходящим счетчик будет служить до первой проверки высших инстанций, после чего его потребуют заменить.
Этапы проверки счётчиков электроэнергии на дому
Первое, на что обращают внимание при проверке прибора учёта электроэнергии, – правильность его подключения. С помощью визуального осмотра счётчик проверяют на отсутствие дополнительных подключений и нарушения соединения
- наличие в счётчике отверстий, которые не предусмотрены заводом-изготовителем;
- нарушения в креплении стекла прибора учёта;
- наличие непредусмотренного подключения;
- наличие ослабленного винта подключения.
Любой из этих признаков говорит о том, что нарушаются правила пользования счётчиком и электроэнергией пользуются незаконно.
На следующем этапе проверяющий вычисляет самоход. Термин «самоход» применяется для обозначения ситуаций, при которых диск прибора учёта вращается без нагрузки.
Затем проверяется передаточное число прибора учёта. Передаточный коэффициент означает число оборотов диска или миганий электронного индикатора при потреблении одного киловатта энергии.
- токоизмерительными клещами;
- мультимером;
- электроприбором.
Если проверка счётчика выявит погрешность измерений свыше 10 %, прибор придётся заменить.
Последнее, что нужно сделать при проверке ПУ – определить его намагниченность, так как в определённых условиях магнитное поле может не только тормозить, но и разгонять диск, что увеличит размер счетов за потребляемую электроэнергию.
Причины замены
В каких случаях требуется замена электросчетчиков?
Домовладелец может заменить электросчетчик по собственному усмотрению или же в установленных законом случаях.
В целом существует четыре ситуации, когда собственник частного жилого дома переустанавливает счетчики электроэнергии:
ремонт электросетей с их модернизацией;
- плановый демонтаж;
- выход из строя установленного счетчика (поломка, неверные показания);
- истечение сроков эксплуатации;
- желание заменить прибор на более современную модель (к примеру, на политарифное устройство).
Дело в том, что современный частный дом просто «нашпигован» энергоемкой электроникой:
- сплит-системы;
- отопительные котлы;
- бытовые электроприборы;
- сложное многоуровневое освещение;
- элементы системы «умный дом» и многое другое.
Рассчитанные на относительно щадящую нагрузку индукционные счетчики устаревших модификаций не справляются с ситуацией и, как результат, «удивительные» показания, выбивания пробок. Не стоит сбрасывать со счетов меняющиеся стандарты и нормативы поставщиков энергоресурсов.
Замена электросчетчика с 1 июля 2020 году — за чей счет будут ставить умные счетчики?
С 1 июля в Российской Федерации вводятся счетчики на электроэнергию нового поколения и «интеллектуальная система учета электроэнергии». Это означает, что повсеместно будут установлены так называемые «умные счетчики», которые в дальнейшем планируется использовать и при учете потребления воды и газа.
Потребители активно интересуются, как будет происходить замена электросчетчика с 1 июля 2020 году, за счет кого будут устанавливать «интеллектуальные» приборы вместо обычных. Очевидно, в этой ситуации сказывается опыт 2012 года, когда всем собственникам было предписано заменить электросчетчики на новые за свой счет. Однако «умные счетчики», согласно закона, не должны стоить потребителям ничего. Подробнее читайте, кем будет оплачиваться замена электросчетчика.
Кто должен менять и за чей счет это делается?
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник. Согласно ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечить должное функционирование оборудования, в том числе приборов учета.
Таким образом, по общим нормам действующего законодательства, приборы учета должен устанавливать собственник помещения, абонент. Однако в 2018 году из этого правила фактически сделали исключение, так как государство решило перевести потребление на «интеллектуальную» систему за счет установки дорогостоящих «умных» счетчиков.
Новые счетчики и их установка
Федеральный закон ФЗ-422 от 04.05.2012г. фактически установил, кем будет оплачена замена электросчетчика в 2020 году. Переход на умные счетчики в первую очередь выгоден ресурснабжающим организациям. Они и оплатят установку. При помощи новых приборов они смогут минимизировать случаи злоупотребления правами потребителей. Кроме того, можно будет сократить расходы на проверки и снятие показаний.
Положения закона об «умных счетчиках»
Таким образом, объявленная бесплатная замена электросчетчиков с 1 июля 2020 года будет таковой в полном смысле слова. Ресурсники не смогут свои расходы на замену компенсировать за счет тарифа, это прямо указано в ФЗ-422. Однако эксперты уверены, что переложить финансовые затраты на приборы на потребителя у них всегда найдется возможность. Хотя изначально при разработке закона
Менять счетчик или ждать замены по закону?
Если до 1 июля 2020 года счетчик сломается или истечет его срок службы, решать, менять его или ждать замены ресурсниками, решает сам собственник. Следует учесть, что «умные счетчики», кроме всего прочего, наделены функцией полного или частичного отключения подачи энергии у конкретного потребителя в случае образования задолженности.
При отсутствии прибора учета оплата за потребленные ресурсы производится таким образом, как это описывает Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. с учетом норм Постановления Правительства РФ №1498 от 26.12.2016г. Первые три месяца расчет идет исходя из среднего потребления, затем по нормативам, установленным в субъекте РФ. При это возможно применение коэффициента 1,5 в следующих случаях:
- отказ от установки при наличии технической возможности;
- отсутствие своевременной замены вышедшего из строя прибора;
- недопуск для проверки 2 и более раз;
- отказ от восстановления в течение трех месяцев, если срок эксплуатации истек более трех месяцев назад.
По нормам федерального закона №ФЗ-522 от 27.12.2018г. замена приборов учета на «умные» производится с 1 июля 2020 года по мере выхода из строя или истечения срока службы. Замена осуществляется за счет гарантирующих поставщиков и энергоснабжающих компаний.
Таким образом, закон однозначно говорит, что замена счетчиков должна производиться бесплатно. И закон распространяется на всю территорию Российской Федерации, не только на Москву или Санкт-Петербург, но и на все регионы. Однако, судя по информации из субъектов Российской Федерации, в некоторых из них начать применять закон в 2020 году гарантирующие поставщики и энергоснабжающие компании не планируют.
В законе упоминаются приборы учета, в том числе общие (для коммунальной квартиры) и коллективные (общедомовые). Замена в любом случае предусмотрена за счет ресурсоснабжающих организаций.