Что такое зарядка на солнечных батареях?
Эти зарядные устройства способны преобразовывать солнечную энергию в постоянный электрический ток. Они могут работать с различными моделями навигаторов, плееров, ноутбуков, телефонов, камер и других портативных приборов.
Но время зарядки напрямую зависит от мощности самого устройства и вида разряженного девайса, поэтому, чтобы подобрать действительно практичный и универсальный прибор, стоит разобраться с его характеристиками.
Конструктивные особенности прибора
Само устройство состоит из кристаллической панели, контроллера уровня заряда/разряда и преобразователя солнечной энергии в электрическую.
Некоторые модели оснащены еще и буферным аккумулятором из нескольких литиевых элементов, который позволяет прибору не только преобразовывать, а и накапливать энергию, чтобы отдавать заряд даже в темное время суток.
Преимущества солнечных зарядок:
- Универсальны – адаптированы под различные устройства (на корпусе предусмотрены USB-разъемы, а большинство моделей дополнительно укомплектованы специальными переходниками под различные виды электротехники).
- Занимают мало места в дорожном багаже.
- Есть широкий выбор форм, цветов, размеров и мощности под различные нужды и эстетический вкус.
Ну а самый значимый недостаток для всех солнечных зарядок – долгое время, которое требуется им для накопления «силы». Кроме того, следует понимать, что если с питанием мобильного телефона или фотоаппарата справиться практически любая модель, то активный «поглотитель» энергии типа ноутбука уже потребует внушительной мощности солнечной батареи и емкостного аккумулятора.
Принцип работы устройства
Портативные зарядки на солнечных батареях – автономные системы, которые могут перерабатывать энергию как от лучей, так и от электросети, ламп дневного света или компьютера. Причем многим моделям необязательно наличие интенсивного солнца – они накапливают заряд даже в пасмурные дни, хотя КПД, разумеется, падает (от 20 до 70%).
Работает прибор так: кристаллы на панели поглощают солнечную энергию, преобразователь ее «перерабатывает» в электрический ток, который поступает к источнику питания. Когда к этому источнику с помощью шнура присоединяется мобильный телефон или другой прибор, накопленная энергия постепенно перетекает в разряженное устройство.
Виды солнечных батарей
В настоящее время солнечные батареи представлены несколькими вариантами в зависимости от типа их устройства, и от материала, из которого изготовлен фотоэлектрический слой.
I. Классификация по типу их устройства:
- 1. Гибкие;
- 2. Жёсткие.
II. В зависимости от материала, из которого изготовлен фотоэлектрический слой выделяют:
1. Солнечные батареи, фотоэлемент которых выполнен из кремния. Они в свою очередь бывают монокристаллическими, поликристаллическими и аморфными. Монокристаллические панели достаточно дорогой вариант, но они отличаются высокой мощностью.
Поликристаллические дешевле, чем монокристаллические панели. Такие панели медленней теряют свою эффективность с увеличением сроков службы, а так же при нагревании.
Аморфные представлены в основном тонкопленочными панелями. Такое устройство солнечной батареи позволяет генерировать солнечный свет, даже в плохих погодных условиях;
2. Солнечные батареи, фотоэлемент которых выполнен из теллурида кадмия;
3. Солнечные батареи, фотоэлемент которых выполнен из селена;
4. Солнечные батареи, фотоэлемент которых выполнен из полимерных материалов;
5. Из органических соединений;
6. Из арсенида галлия;
7. Из нескольких материалов одновременно.
Основные типы, которые получили распространение, это многопереходные кремниевые фотоэлементы.
Фотоэлементы, выполненные из кремния, отличаются высокой чувствительностью к нагреванию, компактностью, надежностью и высоким уровнем КПД (коэффициента полезного действия).
Другие материалы не получили широкого распространения в связи с большой стоимостью.
Разновидности
По способу функционирования солнечные системы делятся на два типа:
Автономные. Работают там, где нет возможности подключиться к центральной электросети. Минус проявляется в периоды длительного отсутствия солнца (например, зимой), когда есть риск остаться без электроэнергии. Нуждаются в подстраховке дизельным/бензиновым генератором.
Комбинированные. Система работает автономно, на генерации от солнца, но при необходимости переключается на дублирующий источник (электросеть или тот же дизель). Источники связаны в сеть с помощью приборов, переключение происходит в автоматическом режиме.
Технологии производства и устройства солнечной батареи отличаются, главным образом, методом нанесения кремния. Большинство систем используют модули следующих типов:
- Поликристаллического типа. Бюджетный вариант солнечных батарей, подходит в качестве источника энергии для загородного дома. Существует версия мобильной модели, которую можно взять в путешествие или поход. Недостаток технологии – сравнительно низкая (до 18 %) эффективность.
- Монокристаллический кремний. Панели более надежны в эксплуатации. У них выше срок эксплуатации (до 40-50 лет), стабильнее работа: они сохраняют до 70-80 % мощности на протяжении работы. Панели из монокристаллических элементов демонстрируют эффективность до 22 % (в серии); те, что используются в космической отрасли – до 38 %.
Также возможна установка следующих устройств:
- Мультикристаллический кремний. Модули из мультикристаллического кремния просты в изготовлении, поэтому обладают более доступной стоимостью. КПД доходит до 15 %, служба рассчитана на 25 лет.
- Тонкопленочные батареи. Могут функционировать при рассеянном свете (без прямого солнечного света), что является плюсом в туманном климате или в запыленном воздухе. Это дает дополнительно 10-15 % мощности в год (если сравнивать с традиционными кристаллическими системами).
- Солнечные панели из аморфного кремния. КПД невысокий (6-8 %), зато вырабатываемая электроэнергия – одна из самых дешевых.
- Модели на основе CIGS (полупроводниковые). В состав полупроводника входит медь в смеси с индием, галлием и селеном. В основе изготовления батареи лежит пленочная технология, эффективность достигает 15 %.
- Батареи с использованием теллуида кадмия (CdTe). Изготавливаются по пленочной технологии, отличаются сверхтонким полупроводниковым слоем. КПД не превышает 11 %, зато генерируемая энергия обходится на 20-30 % дешевле, чем у кремниевых моделей.
Чем замечательны солнечные источники питания
Прежде всего, они отличаются компактностью, прочностью и устойчивостью к влаге. Большую популярность в последнее время приобрели варианты портативного плана — например, такие, как батарея марки S-Freedom. Как правило, повредить солнечные батареи сложно, многие модели перед вводом их в эксплуатацию проходят специальные тесты, которые проверяют возможность их применения в экстремальных условиях.
В условиях яркого солнца одно из таких устройств всегда придет вам на выручку. Кстати, определенные модели позволяют проводить зарядку автоаккумулятора даже в том случае, если он полностью разряжен.
Зарядные устройства SolarFold «Mono»
Высокопроизводительное зарядное устройство на солнечных батареях выполнено на стекловолоконной основе с применением прочного пластика (стеклопластика). Сочетание эпоксидной смолы и ламината (G.10) делает изделие более прочным, чем сталь, и в два раза легче алюминия. Так, например, складной модуль солнечных батарей «VOLTA» при весе всего в 1600 грамм позволяет получать на выходе электрический ток мощностью в 46 Вт.
Солнечные панели SolarFold просто и легко складываются в компактную «книжку». Элементы, соединяющие панели между собой, прошли механические тестовые испытания на прочность. Во время этих тестов соединительные элементы выдержали десятки тысяч сгибаний и разгибаний.
В заряднике SolarFold была применена новейшая технология SIStech, которая позволила получить наивысший КПД для устройств подобного рода – 20%. Это дало возможность максимально уменьшить размеры изделия, получив при этом самую маленькую площадь поверхности, с которой можно снять электрическую мощность в 1 Вт. Во многом таким характеристикам изделие обязано технологии, по которой выполнены солнечные панели.
Ламинированные солнечные панели, выполненные по технологии «Moth Eye»
Солнечные ячейки ламинированы по высокой технологии ETFE (этилен-тетрафторэтилен). При таком виде ламинирования ячейки остаются доступными для света во всех областях спектра – от инфракрасного до ультрафиолетового. Это покрытие защищает солнечные панели от града, делает их водостойкими. В каждой панели предусмотрены специальные проушины для индивидуального крепления, что позволяет надежно закрепить их во время сильного ветра.
Влагозащитное исполнение SolarFold позволяет работать и в такой ситуации
SolarFold настолько прост в эксплуатации, что вся подготовка его к работе заключается в том, чтобы развернуть панели, установить их под наилучшим углом к солнцу и подключить заряжаемый гаджет. Для работы с ним не требуется никаких специальных знаний и навыков. Все средства защиты и безопасности в нем уже имеются.
Блокировочный диод защищает SolarFold от обратного тока в ночное время (в случае, если он не был отключен от гаджета). Кроме того, на случай частичного отключения в солнечных модулях предусмотрены встроенные байпасные диоды. Подключение гаджета к зарядному устройству осуществляется через кабель с разъемом SAE, который имеет встроенную защиту от обратного тока. Кроме того, этот разъем защищен и от воздействия влаги.
Кабель и влагозащищенный соединительный разъем
Устройство комплектуется различными переходниками и адаптерами для подключения различных устройств – iPhone, iPad, плееров, ноутбуков, фото- и видеокамер и других.
Солнечные зарядные устройства SolarFold выпускаются в нескольких модификациях. Есть SolarFold «Mono», есть SolarFold «Triple». Эти зарядники выпускаются в достаточно большом диапазоне напряжений и мощности.
Есть маломощные, как, например, SolarFold «EOS» 5V / 5W, а есть очень мощные, такие, как SolarFold «AMPERA“ 17V / 78 W. А в промежутке между этими моделями – линейка устройств, имеющих мощности в 8, 25, 46 ватт при различных номинальных напряжениях. Появились и первые экспериментальные модели, например, SolarSet «GALAXY» 18V/112W XXL-88 с выходной мощностью в 112 ватт.
Виды аккумуляторов
Для солнечных батарей можно использовать по сути любой аккумулятор. Но главное, чтобы он работал долго. Функционирование АКБ имеет зависимость от типа изготовления и материалов.
Основные виды накопителей энергии:
- Литиевые.
- Свинцово-кислотные.
- Щелочные.
- Гелевые.
- AGM
- Заливные никель-кадмиевые.
- OPZS.
Литиевые
Энергия появляется в них в тот момент, когда ионы лития вступают в реакцию с молекулами металлов. Металлы — это дополнительные компоненты.
Данные типы батарей способны очень быстро заряжаться при большой емкости. Весят данные АКБ мало и обладают компактным размером. Кроме этого их себестоимость достаточно высока. Из-за этого их почти не применяют в солнечные энергетики. Работают в 2 раза меньше чем гелевые. Но прослужить еще меньше если заряд превысит 45%. Именно на этой отметке они способны удерживать объем емкости на нужном уровне.
Подобные аккумуляторы функционируют в малых диапазонах напряжения. Существенный минус подобных устройств заключается в уменьшающейся со временем емкости. И это не зависит от соблюдения всех технических правил.
Свинцово-кислотные
На стадии разработки их оснастили несколькими отсеками для электролита с водяным раствором. В эту смесь погружают свинцовые электроды и различные примеси. Благодаря этому АКБ получился стойким к коррозии.
Работают такие устройства не долго. Это объясняется быстротой разряда.
Щелочные
Данные аккумуляторы имеют мало электролита. Их химические вещества не способны в нем раствориться. Они даже не реагируют между собой.
Алкалиновые (щелочные) аккумуляторы способны проработать достаточно долго. Они хорошо устойчивы к скачкам напряжения. В отличие от гелевых данные АКБ способны стабильно работать при пониженных температурах. Причем на морозе они способны проработать много времени.
Хранить их нужно разряженными на 100%. Это нужно для того, чтобы не потерять емкость при будущих зарядках. Такая особенность может серьезно нарушить функционирование солнечной электростанции.
Гелевые
Этот тип имеет такое название потому что электролит в нем представлен в виде геля. За счет решетчатой прослойке он практически не течет.
Данный аккумулятор для солнечных батарей работает долго и может быть много раз перезаряжен. Устойчив к механическим повреждениям. Разного рода трещины не нарушат его функционирование.
Он может работать при низких температурах до -50 градусов и его емкость не снижается. После длительного бездействия гелевый аккумулятор не теряет своих свойств.
Если предстоит использовать этот АКБ в холодном помещение, то его следует утеплить. Ни в коем случае нельзя превышать уровень заряда. В противном случае он может взорваться или выйти из строя. Кроме этого они сильно чувствительны к скачкам напряжения.
AGM
По сути они принадлежат к типу свинцово-кислотных. Но есть отличие — это находящееся внутри стекловолокно, находящееся в электролите. Кислота наполняет прослойки этого материала. Это дает возможность ей не растекаться. Все это говорит о том, что подобный аккумулятор для солнечных батарей можно располагать в любом положении.
Подобные батареи имеют хороший объем емкости, работают долго и могут подзаряжаться до 500 или 1000 раз. Здесь все зависит от производителя. Но несмотря на все достоинства есть существенный недостаток. Они чувствительны к повышенному току. Это может раздуть корпус.
Литые никель-кадмиевые АКБ
Относятся к щелочному типу и нуждаются в заливке электролита. В отличие от аккумуляторов с желеобразным наполнителем они более безопасны. Их стоимость не высока и мощность держат достаточно хорошо. Способны отлично выдерживать много циклов заряда и разряда.
Срок эксплуатации достаточно мал. Чем дольше им пользуешься, тем меньше становится его емкость.
Аккумуляторы для автомобиля
Эти устройства достаточно выгодны в плане экономии денежных средств. Люди, которые самостоятельно изготавливают свою солнечную электростанцию чаще всего используют их.
Минус данных АКБ заключается в быстром износе и частой замене. В результате их можно использовать на небольшой срок и под не высокую мощность солнечных модулей.
Гелиокомплект для автомобиля
Процесс зарядки автоаккумулятора сам по себе не быстрый, это знает каждый автолюбитель
Очень важно не превышать определенный уровень силы тока (порядка 10% от емкости), поскольку иначе АКБ вполне может полностью выйти из строя. При использовании солнечных батарей превышение по току не грозит, так как их выходные параметры обычно не больше 1 А
Это означает, что полностью заряжаться АКБ будет бережно, но довольно долго. Именно поэтому такой способ применяется, как правило, либо для реанимации аккумулятора, либо для поддержания его заряда. Таким образом, для поддержания заряда вполне может хватить гелиопанели на 5-6 Вт, а вот для полной зарядки, сравнимой по скорости с обычной, понадобится целая система мощностью 30-60 Вт.
В принципе, для автомобильного аккумулятора наиболее рациональным вариантом будет модуль порядка 1 м в длину мощностью около 15 Вт при напряжении в 12 В. Но к нему обязательно потребуется и соответствующий контроллер заряда. Он необходим для предохранения аккумулятора от перезаряда или обратного разряда. Если позволяет площадь крыши (например, для микроавтобуса) можно разместить не один, а несколько солнечных батарей. В итоге получится установка, которая будет обеспечивать практически непрерывный поток энергии.
Обзор популярных моделей повербанков с солнечной батареей
Рынок внешних аккумуляторов на солнечных батареях предлагает потенциальным покупателям много моделей, что создаёт определённые трудности при выборе правильного устройства.
Рассмотрим 3 лучших повербанков с солнечными батареями.
1. Solar Charger 20000 mAh
Ёмкость аккумулятора | 20000 мА*ч |
Разъёмы | USBx2 |
Ток зарядки | 2А/1А |
Напряжение на выходе | 5 В |
Размеры | 131х78х15 мм |
Solar Charger 20000 mAh – power bank на солнечной батарее, сделанный из пластика чёрного цвета. Благодаря противоскользящим накладкам прибор удобно лежит в руке. Есть функция одновременной зарядки двух устройств, а также достаточно яркий светодиодный фонарь. Разъёмы для зарядки защищены резиновыми крышками, что надёжно исключает проникновение влаги. На лицевой панели расположены световые индикаторы, указывающие уровень зарядки аккумулятора.
Плюсы:
- Большая ёмкость.
- Противоскользящие накладки.
- Защита от пыли и влаги.
- 2 порта для зарядки.
Минусы:
- Вес.
- Отсутствует функция быстрой зарядки.
Неплохая модель для ежедневного применения.
2. Qumo PowerAid Camper 4000
Ёмкость аккумулятора | 4000 мА*ч |
Разъемы | USBx2 |
Ток зарядки | 2,1 А |
Напряжение на выходе | 5 В |
Размеры | 178х185х33 мм |
Qumo PowerAid Camper 4000 – хороший переносной аккумулятор с панелью раскладного типа. Корпус выполняют из прочного пластика, устойчивого к механическим воздействиям. Производители серьёзно отнеслись к безопасности устройства – установили защиту от перегрева, коротких замыканий, избыточного и недостаточного напряжения, а также глубокой разрядки аккумулятора. Небольшая ёмкость батареи не позволяет рассчитывать на длительное использование без подзарядки.
Плюсы:
- Хорошая мощность.
- Защита от неблагоприятных факторов.
- Эргономичный дизайн.
Минусы:
- Большие размеры.
- Малая ёмкость батареи.
Такая модель – хорошее приобретение для любителей турпоходов.
3. Allpowers Xdragon 10000 mAh
Ёмкость аккумулятора | 10000 мА*ч |
Разъёмы | USBx2 |
Ток зарядки | 1А/2,1А |
Напряжение на выходе | 5 В |
Размеры | 135х75х18 мм |
Allpowers Xdragon 10000 mAh – универсальная модель с двумя разъёмами для зарядки и встроенным фонариком. Заряжает телефоны, планшеты, фотокамеры и другие устройства. Резиновая заглушка защищает USB-порты от попадания пыли и влаги. Время полной зарядки от сети составляет 5 часов.
Плюсы:
- Встроенный LED-фонарь.
- Качество сборки.
- Защита от проникновения пыли и влаги.
- Надёжные аккумуляторные элементы.
Минусы:
- Большой вес.
- Нет функции быстрой зарядки.
Хорошая модель для повседневного использования.
Установка гелиопанелей на автомобиле
Часто солнечные панели можно встретить в исполнении для установки на крышу автомобиля. Такие модели позволяют получить высокую отдачу и достаточно быструю зарядку. Для этого необходим модуль солнечных батарей, площадь которого примерно один метр квадратный. В местах с жарким климатом и большим количеством солнечных дней некоторые автовладельцы применяют несколько фотомодулей. Они закрепляют их на специальных стойках. В результате на крыше автомобиля находится мобильная электростанция, используя которую вы сможете заряжать аккумулятор.
Такие решения очень популярны в местах, которые удалены от цивилизации. Есть примеры, когда благодаря солнечным панелям из автомобиля убирали генератор. Вместо него зарядка аккумулятора велась от гелиопанели. В результате этого снимается некоторая нагрузка на двигатель и уменьшается расход топлива. Но такие решения не носят массовый характер. Для этого требуется достаточное количество солнечных батарей и наличие солнечного света.
Компактные солнечные батареи могут также размещаться и в салоне. В этом случае они применяются для питания приёмника, телевизора и некоторых других потребителей тока в салоне. Для зарядки автомобильного аккумулятора они не подойдут, а способны лишь освободить его от лишней нагрузки. Если цель в том, чтобы заряжать автомобильный аккумулятор, то потребуется более мощная модель.
При необходимости раскладываете их, подключаете к аккумуляторной батарее и подзаряжаете. Также можно рассмотреть вариант с несколькими компактными модулями. Они соединяются друг с другом, чтобы достичь необходимой выходной мощности.
Практически все современные солнечные батареи для автомобильных аккумуляторов предлагают для подключения два варианта:
- С помощью клемм напрямую к аккумулятору;
- Через прикуриватель.
В любом случае обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя батареи. Неправильное подключение может повредить, как саму батарею, так и электрооборудование автомобиля.
Крыша авто
Недостатком этого варианта является необходимость как-то фиксировать панели на крыше, поскольку они имеют относительно небольшой вес и могут быть сдвинуты или сброшены обычным порывом ветра. При движении проблема многократно возрастает, так как встречный поток воздуха создает значительное давление и может сорвать панели. Во время движения есть риск не сразу заметить этот момент, что вынудит разворачиваться и ехать на поиски.
Кроме того, светочувствительные элементы, расположенные на крыше автомобиля, в городских условиях легко могут стать добычей для асоциальных личностей, что также осложняет монтаж в этом удобном, но слишком открытом месте.
Приборная панель
Верхняя плоскость приборной доски удобна для размещения солнечной панели подходящего размера. Устройство находится внутри салона, что обеспечивает ему защиту от атмосферных проявлений или посягательств нечистых на руку граждан.
Дополнительным удобством является возможность присоединения к прикуривателю или соответствующим клеммам, что гораздо удобнее, чем при установке панелей на крыше, когда с проводами возникает небольшая проблема. Можно заряжать аккумулятор как на стоянке, так и во время движения без принятия дополнительных мер для усиленной фиксации устройства.
Еще одним недостатком является возможность получения эффективного солнечного потока только при определенном направлении движения или расположении машины во время стоянки. Если направление движения не совпадает с положением солнца, эффективность работы панелей резко падает. Несмотря на заявления производителей о способности работать в пасмурную погоду, устройство заметно теряет производительность при ограничении доступа к прямому потоку света.
Что искать в портативном солнечном зарядном устройстве
- Зарядка – большие солнечные зарядные устройства обычно заряжают ваши устройства быстрее, но мощность является лучшим показателем зарядной мощности, чем размер солнечных панелей. Если вы хотите зарядить телефон за разумное время, от 10 до 15 Вт – это минимальное значение, которое вы должны искать.
- Резервная батарея – портативные солнечные зарядные устройства со встроенными батареями питания необходимы, если вы планируете использовать их в облачную погоду или ночью. Ищите батарею большего размера, если вы хотите иметь возможность заряжать несколько устройств или иметь дополнительный резервный источник питания в чрезвычайной ситуации.
- Портативность – большая площадь поверхности солнечных панелей обычно приводит к увеличению мощности устройства, поэтому складные солнечные зарядные устройства имеют тенденцию определять разницу между отличной портативностью и высокой мощностью. Однопанельные зарядные устройства легче носить с собой, но меньшие из них неспособны обеспечить достаточным запасом энергии.
Подбор контроллера по напряжению и току солнечных батарей и акб
Большинство выпускаемых солнечных батарей имеет номинальное напряжение 12 или 24 вольта. Это сделано для того чтобы можно было заряжать аккумуляторные батареи без дополнительного преобразования напряжения. Аккумуляторные батареи появились значительно раньше солнечных батарей и имеют распространённый стандарт номинального напряжения на 12 или 24 вольта. Соответственно большинство контроллеров для солнечных батарей выпускается с номинальным рабочим напряжением равным 12 или 24 вольта, а также двухдиапазонные на 12 и 24 вольта с автоматическим распознаванием и переключением напряжения.
Номинальное напряжение на 12 и 24 вольта достаточно низкое для мощных систем. Для получения необходимой мощности приходится увеличивать количество солнечных батарей и аккумуляторов, соединяя их в параллельные контуры и значительно увеличивая силу тока. Увеличение силы тока ведет к нагреву кабеля и электрическим потерям. Необходимо увеличивать толщину кабеля, возрастает расход металла. Также необходимы мощные контроллеры, рассчитанные на высокий ток, такие контроллеры получаются очень дорогими.
Чтобы исключить возрастание тока, контроллеры для мощных систем делают для номинально рабочего напряжения на 36, 48 и 60 Вольт. Стоит заметить, что напряжение контроллеров кратно по напряжению 12 вольтам, для того чтобы можно было подключать солнечные батареи и акб в последовательные сборки. Контроллеры с кратным напряжением выпускаются только для технологии зарядки ШИМ.
Как видно ШИМ контроллеры выбираются с напряжением кратным 12 вольтам, причем в них входное номинальное напряжение от солнечных батарей и номинальное напряжение контура подключенных аккумуляторов должно быть одинаковым, т.е. 12В от СБ – 12В к АКБ, 24В на 24, 48В на 48В.
У контроллеров MPPT входное напряжение может быть равным или произвольно выше в несколько раз без кратности 12 Вольтам. Обычно MPPT контроллеры имеют входное напряжение от солнечных батарей от 50 Вольт для простых моделей и до 250 вольт для мощных контроллеров. Но следует учесть, что опять же производители указывают максимальное входное напряжение, и при последовательном подключении солнечных батарей следует складывать их максимальное напряжение, или напряжение холостого хода. Проще говоря: входное максимальное напряжение любое от 50 до 250В, в зависимости от модели, номинальное или минимальное входное при этом будет 12, 24, 36 или 48В. При этом выходное напряжение для заряда АКБ у контроллеров MPPT стандартное, часто с автоматическим определением и поддержкой напряжений на 12, 24, 36 и 48 Вольта, иногда 60 или 96 вольт.
Существуют серийные промышленные очень мощные MPPT контроллеры с входным напряжением от солнечных батарей на 600В, 800В и даже 2000В. Данные контроллеры также можно свободно приобрести у российских поставщиков оборудования.
Окромя выбора контроллера по рабочему напряжению, контроллеры следует выбирать по максимальному входному току от солнечных батарей и максимальному току заряда акб.
Для ШИМ контроллера, максимальный входной ток от солнечных батарей будет переходить в зарядный ток АКБ, т.е. контроллер не будет заряжать большим током, чем выдают подключенные к нему солнечные батареи.
В MPPT контроллере все иначе, входной ток от солнечных батарей и выходной ток для заряда акб – это разные параметры. Эти токи могут быть равными, если номинальное напряжение подключенных солнечных батарей равно номинальному напряжению подключенных акб, но тогда теряется суть преобразования MPPT, и эффективность контроллера уменьшается. В MPPT контроллерах номинальное входное напряжение от солнечных батарей должно быть выше номинального напряжения подключенных АКБ оптимально в 2-3 раза. Если входное напряжение выше ниже чем в 2 раза, к примеру, в 1,5 раза, то будет меньшая эффективность, а выше более чем в 3 раза, то будут большие потери на разницу преобразования напряжения.
Соответственно входной ток всегда будет равен или ниже максимальному выходному току заряда АКБ. Отсюда следует, что MPPT контроллеры необходимо выбирать по максимальному зарядному току АКБ. Но чтобы не превысить данный ток, указывается максимальная мощность подключаемых солнечных батарей, при номинальном напряжении контура подключенных АКБ. Пример для контроллера заряда MPPT на 60 Ампер:
800Вт при напряжении АКБ электростанции 12В;
1600Вт при напряжении АКБ электростанции 24В;
2400Вт при напряжении АКБ электростанции 36В;
3200Вт при напряжении АКБ электростанции 48В.
Следует заметить, что данная мощность при 12 вольт указана для зарядного напряжения от солнечных панелей в 13 – 14 Вольт, и кратна для остальных систем с напряжениями на 24, 36 и 48вольт.
4 Обзор лучших моделей
Рынок наполнен различными моделями солнечных батарей. Большинство из них произведено в странах Юго-Восточной Азии и имеют соответствующие технические возможности. Приобретение подобных устройств всегда сродни участию в лотерее — никогда не известно, чем все закончится на этот раз. Тем не менее, существуют вполне работоспособные и качественные солнечные панели для зарядки аккумулятора 12в.
Небольшой обзор которых поможет сориентировать потенциального пользователя:
- Sunsei SE-500. Детище компании ICP Solar. Представляет собой компактную и производительную солнечную батарею, размеры которой составляют 38×36х3 см. Мощность панели составляет 7,5 Вт, а сила тока — 0,6 А. Относительно небольшая мощность компенсируется возможностью соединения в единую систему нескольких устройств, что позволяет увеличить выходную мощность и ускорить зарядку аккумулятора. Модель комплектуется штангой (штативом) для установки панели в максимально удобное положение.
- SunForce. Известная канадская фирма, выпускающая солнечные батареи различного назначения. 17-ваттная модель имеет силу тока 1,5 А, размеры составляют 97×35х4 см. Рекомендуемое место размещения — крыша салона или кабины автомобиля. В комплекте имеется контроллер заряда, клеммы, вилка для подключения в прикуриватель. Отличием этой модели является высокая чувствительность фотоэлементов, позволяющая получать солнечную энергию даже в пасмурные дни.
- ТСМ-15F. Компактная гибкая панель размером 60×27х0.5 см имеет мощность 15 Вт, сила тока 1 А. Несмотря на гибкую форму корпуса, он надежно герметизирован и прочен. Батарея размещается на крыше салона, обеспечивает КПД в 22 % и вполне качественно выполняет свою задачу.
На рынке постоянно появляются новые модели, позволяющие получить большее количество энергии. Производители занимаются разработками более эффективных устройств, способных ускорить загрузку и получать энергию при неблагоприятной погодной ситуации. При покупке следует внимательно изучать технические характеристики и не стесняться требовать сертификаты соответствия, всегда имеющиеся у качественных образцов солнечных батарей.
4.1 Солнечная батарея «SunForce»
Компания «SunForce» — это производитель солнечных панелей из Канады. Они выпускают солнечные батареи различного назначения. В том числе, для зарядки автомобильных аккумуляторов. В их продуктовой линейке имеются достаточно мощные модели.
Габариты солнечной автомобильной панели «SunForce» составляют 97 на 35 на 4 сантиметра. Мощность составляет 17 ватт. В комплекте с устройством поставляется контроллер 7 ампер / 12 вольт. Также имеются крокодилы и переходник для прикуривателя. Эту гелиопанель можно без проблем разместить на таких транспортных средствах, как автомобиль, трактор, фура, катер. Производитель отмечает, что их устройство функционирует в туман и дождь.
4.2 Солнечная батарея «ТСМ-15F»
Эта гелиосистема для автомобиля выпускается в гибком корпусе.
Габариты ТСМ-15F составляют 60 на 27 на 0,5 см. Мощность устройства равна 15 ватт. Ток заряда 1 ампер. Устройство имеет компактные размеры и без проблем устанавливается на крыше автомобиля.
4.3 Sunsei Solar Power
У этого производителя для автомобилистов есть достаточно популярное устройство под названием Sunsei SE-500. Гелиопанель имеет габариты 37,5 на 36 на 2,6 см. Она производится в водонепроницаемом корпусе. Мощность составляет 7,5 ватт, а сила тока 0,5 ампер.
На автомобиле Sunsei SE-500 крепится с использованием штатива, который приобретается отдельно. Панель предназначена для поддержания аккумулятора в рабочем состоянии.
С его помощью можно спокойно использовать мультимедиа, пользоваться дополнительными приборами при заглушённом двигателе.
Заряд автомобильного аккумулятора выполняется при включённом или выключенном двигателе. Солнечная панель Sunsei SE-500 имеет в комплекте «крокодилы» и адаптер для подключения прикуривателю. Модель пригодится не только для легковых автомобилей, но и на катерах, тракторах и другом транспорте.
Среди минусов можно отметить небольшую мощность панели Sunsei SE-500. Но зато она позволяет соединять несколько этих панелей вместе. Ток можно собрать систему с необходимой мощностью. Эти панели компактны и могут быть установлены практически в любом месте.
Напоследок скажем, что солнечная батарея для зарядки автомобильного аккумулятора представляет собой полезное устройство для тех, кто часто слушает музыку и смотрит телевизор в машине. Хотя о полноценной замене автомобильной АКБ говорить нельзя.
Когда необходимо заряжать новый АКБ?
Если вольтаж аккумулятора в норме, запуск двигателя проходит быстро и без проблем, а заряд находится на одном уровне, то заряжать его сразу после покупки не стоит. Это пустая трата времени и расход лишнего цикла заряд/разряд.
В каком случае зарядка нового аккумулятора необходима:
- Если плотность электролита в банках аккумулятора составляет менее 1,24 г/см3. При таком параметре степень заряда батареи колеблется в пределах 80%. Это ни мало, вполне можно подождать до 1,19 г/см3 (50% заряда), но лучше довести ёмкость АКБ до состояния полной зарядки.
- Если проверка мультиметром показывает менее 12,4 В. 12,4-12,2 В – это нормальный показатель, для полного заряда достаточно пары часов при минимальной силе тока. А вот 12 В и меньше означают практически «пустую» батарею, которой даже для поездки в магазин может не хватить.