Правила постройки конструкции
Канализация из покрышек своими руками отличное решение для тех, кто не желает тратить большие средства на постройку септика, но хочет получить эффективную конструкцию, которая прослужит долгое время. Чтобы система работала как надо, следует соблюдать определенные правила при постройке. Это послужит гарантом не только успешного функционирования канализационной системы из шин, но и снизит риск возникновения экологических проблем, которые могут возникнуть вследствие игнорирования основных требований по обустройству септика.
Важно следовать следующим основным правилам:
Начинать постройку септика из колес можно при условии, что грунтовые воды проходят на уровне ниже 2-х метровой отметки. Это обеспечит надежную фиксацию конструкции, что исключит сдвиги, подмывания или деформацию из-за пучения почвы.
Предпочтительнее делать канализацию на участке с супесчаным грунтом. Благодаря этому достигается оптимальный и быстрый дренаж очищенной воды.
При строительстве канализации необходимо учитывать, на сколько глубоко промерзает земля
Важно соблюдать это правило даже при постройке небольшого резервуара, в который будут попадать хозяйственно-бытовые отходы.
Стоит учитывать и то, что канализацию из колес необходимо правильно расположить относительно иных построек и источников питьевой воды, располагающихся на частном участке. Так, оптимальное расстояние между домом и септиком – 5 метров
Относительно источников воды необходимо располагать канализацию дальше от них на 20 и более метров. Чтобы максимально снизить риск попадания отходов в подземные воды, рекомендуется располагать септик из покрышек в самой низкой точке земельного участка.
Уровень забора воды обязательно находится ниже, чем уровень очистительного сооружения.
Нужно обязательно обеспечить беспрепятственный проезд для транспорта службы очистки нечистот.
Преимущества:
- отсутствие больших денежных затрат;
- короткий срок строительства канализации;
- можно строить самостоятельно, не привлекая много людей;
- подойдут любые покрышки, вне зависимости от новизны и размера;
- несложная конструкция.
Недостатки:
- низкая производительность;
- служит в среднем 10-15 лет;
- неприятный запах;
- неполная герметизация шин повышает риск загрязнения земли нечистотами.
С чего необходимо начинать постройку
Важно получить разрешение на строительство канализационной сети, если глубина ямы будет превышать 5 метров. Получить его не сложно, особенно если соблюдать все условия межевания участка
Эти условия подробно расписаны в земельном кодексе РФ. Если же имеется кадастровый паспорт полученный раньше 2014, следует их переделать. Сама стоимость межевания варьируется в пределах 6000 рублей.
Смотреть видео
Канализация из покрышек, опыт эксплуатации.
Если через участок проходит кабель связи, необходимо получить специальное разрешение от его владельца. На участок должен прибыть специалист и с помощью металлоискателя установить точку, где запрещено копать.
Оптимальное место для размещения котлована
После получения разрешение от всех инстанций, необходимо подобрать место для канализационной системы. Существуют определенные нормы, установленные Санпином, на которые нужно ориентироваться. Так, если локализация отстойника окажется по близости с местом, откуда добывают питьевую воду, возрастает риск попадания сточных отходов в грунтовые воды.
Также не следует строить канализацию по близости с домом или баней, поскольку иначе во время постройки котлована почва может осесть, вследствие чего повредится бетонное основание септика. Кроме того, при засорах оно может намокнуть, что со временем приведет к снижению его прочности.
Слишком далеко расположение резервуара от дома тоже плохой вариант. Это значительно увеличит денежные расходы на постройку сооружения.
Как правило, для внешней части канализации требуется как минимум один смотровой колодец. В том случае если трубопровод будет длиннее 25 метров, придется добавлять дополнительные колодцы.
При слишком длинном водопроводе велика вероятность, что внутри часто будут образовываться засоры. Следует учитывать это даже при том, что будет установлен специальный насос, который позволит устранять сточные воды из канализации.
Как вывести трубу под канализацию
Перед монтажом канализации, продумывают схему всей системы. Строительство же коммуникаций начинают с монтажа выпуска трубы. Далее устанавливают стояк по направлению вверх, подсоединяют крестовины, тройники, сооружая водоотведение на каждом этаже.
Для монтажа системы заранее подготавливают штробы в стене, сверлят отверстия для крепежей труб, выкапывают траншеи. В новом доме продумывают укладку труб до того, как стелют полы. Иначе во время монтажа придется снимать отделку, где будут проходить трубы. Нужно организовать систему канализации, чтобы исключить резкие повороты и перепады, разветвления. Наружную ветвь лучше прокладывать абсолютно прямой.
Для канализации подходят трубы из современных материалов ПНД либо ПВХ. Фитинги для организации поворотов применяют из таких материалов, что и трубы. Все соединения должны быть оснащены уплотняющими резинками. Внутреннее сечение трубы, которая будет соединяться с септиком, должно быть равно 110 миллиметрам. Такая система будет служить много лет.
Закончив работы по устройству канализации внутри дома, необходимо сливную трубу от септика протянуть к жилищу. Пробивать отверстие под выпуск лучше ломом, либо с помощью перфоратора, определив необходимую глубину. Далее выкапывают нужного размера траншея, которая тянется от начала фундамента к септику. При этом надо учитывать параметры промерзания почвы для данного региона. Чтобы стоки текли в септик самотеком, трубы укладывают под небольшим наклоном. Уклон равен около 2 сантиметрам на метр погонный. Когда к септику подведена труба, надо определить, каким способом обустроить очистное сооружение с помощью шин.
Существует несколько видов конструкций:
- Септик, имеющий фильтрующую систему.
- Септик, оснащенный отстойником с колодцем для фильтрации.
- Септик, оснащенный системой фильтрации с трубой для дренажа.
Количество сточных вод определяет тип конструкции. Для трех жильцов дома можно соорудить септик первого типа. Второй тип септика лучше применить, если количество жильцов более трех.
Устройство септика, имеющего систему фильтрации
Данная конструкция считается самым дешевым вариантом, чтобы сделать ее самостоятельно. Под септик надо выкопать котлован, укрепить дно под емкость, выложить стены из покрышек.
Как работает система:
- Стоковая жидкость стекает в резервуар.
- Твердые элементы стоков оседают на дренажной подушке из щебенки, а не просачиваются в грунт.
- Очищенная жидкость проникает в почву через слой дренажа.
Данный тип септика можно применять для очистки вод из-под раковины, душевой, стоков от машинок посудомоечной либо стиральной. Фекальные нечистоты не могут перерабатываться данным септиком. Но и эту конструкцию можно загерметезировать, сделав дно из бетона, и устранить щели в стенах. В таком случае можно перерабатывать все отходы. Плюсом устройства считают ее простоту. Обсыпать покрышки можно с помощью песка, керамзита, земли.
Устройство септика, имеющего отстойник с системой фильтрации
Данная конструкция прослужит дольше предыдущей, но и соорудить ее сложнее. Септик имеет два резервуара. Один накапливает и отстаивает жидкость, другой фильтрует ее и пропускает в грунт. Отличие конструкции в том, что септик имеет отстойник, у которого герметичное дно. Он выполняет функцию по отстаиванию стоков. Нерастворимые элементы остаются на дне, а жидкость перетекает в колодец для фильтрации, где происходит доочистка через щебеночный дренаж.
Как работает конструкция:
- Стоки поступают в первую камеру.
- Твердые крупные частицы опускаются на дно.
- Легкие элементы с жидкостью перетекают во второй резервуар по трубе.
- Происходит фильтрация стоков сквозь дренажную подушку из песка, гравия, щебня, на дно оседают мелкие частицы отходов.
Данная система очистки считается самым выгодным и безопасным для экологии способом устройства септика из покрышек. Система требует откачки стоков примерно один раз за пять лет. Септик можно использовать круглый год, не утепляя резервуары.
Устройство септика с помощью шин, имеющего дренажную трубу
Данная конструкция не является удачной, труба для дренажа не выполняет своей функции.
Как работает конструкция:
- Отходы стекают в септик.
- Нерастворимые элементы опускаются на дно.
- Вода проходит через трубу и щебенку и попадает в грунт.
Труба лишь служит для вывода воды из септика, не касаясь ила на дне, но труба тоже быстро образует ил и загрязняется, так как не пропускает воду.
Как сделать сливную яму из покрышек
Подготовка
Перед тем, как сделать сливную яму из покрышек своими руками, сначала нужно определиться с типом шин. Можно подобрать покрышки от легковушки, трактора или грузовой машины. Чем мощнее и больше машина, тем тяжелее и больше у неё покрышки.
Если на территории, отведённой под обустройство сливной ямы из колес, очень высоко проходят грунтовые воды, то добиться необходимого объёма колодца можно за счёт укладывания шин самого большого диаметра.
Когда материал подобран, можно приниматься за выкапывание ямы под покрышки. Если вы решили сделать это самостоятельно, то для земляных работ вам понадобится:
- Две разных лопаты (для рыхления и выбирания грунта).
- Рулетка.
- Верёвка и колья для разметки границ ямы.
- Прочная лестница, величиной с предполагаемую глубину ямы.
- Вёдра на верёвке.
Земляные работы
Используйте одну шину в качестве лекала — положите её на место будущей ямы и обрисуйте колышком с отступом в 5-10 см. По этому кольцу и следует копать котлован.
Подготовка котлована под сливную яму из автопокрышек
Когда необходимая глубина будет достигнута, нужно в дне ямы пробить буром узкое отверстие сквозь водоупорные слои, ориентировочно на 3-5 метров. В это отверстие вставляется трубка, которая будет выполнять роль дополнительного дренажа.
В верхней части трубы необходимо сделать много мелких проёмов для забора воды и закрыть их и верхний срез полимерной сеткой. Сетка нужна для защиты от попадания в дренаж крупных частиц. Видимая часть трубы должна быть не менее 1 метра. Всё дно вокруг трубы засыпается на 10 см щебнем крупной фракции.
На фото пример сливной ямы с дренажной трубой
Укладка шин
Шины укладываются друг на друга, а затем скрепляются между собой монтажными хомутами. Чтобы конструкция не протекала, швы между покрышками дополнительно обрабатывают любым герметиком. Верхнюю шину необходимо немного подрезать, чтобы входная труба лежала более устойчиво, а слив жидкости был эффективнее.
Крепление покрышек пластиковыми хомутами
Верхнюю шину нужно расположить так, чтобы она немного возвышалась над уровнем почвы.
Сверху сливную яму из автомобильных покрышек нужно чем-то прикрыть. Лучше если крышка будет сделана из пластика или металла. Чтобы ядовитые газы не скапливались в канализационной яме, в крышку желательно вмонтировать кусок трубы для вентиляции.
Для подведения стоков рекомендуется использовать трубы канализационные ПВХ наружные, диаметром 100 мм. Их укладка проводится ниже уровня промерзания грунта с наклоном в 2 см на метр трубопровода.
Септик – не выгребная яма
Не стоит думать, что под септиком из резиновых колес подразумевается простая выгребная яма. Септик из шин – это полноценные 2 или 3 колодца для очистки стоков, которые приходят из дома. Обустроить выгреб с одной ямой можно только в том случае, если в качестве стоков из дома приходят только вода после душа, ванной, стиральной машины. Когда в доме используется еще и туалет, то есть в нечистотах содержаться фекальные массы, необходим септик.
Резервуары септика связаны между собой канализационными трубами, по которым самотеком перемещаются стоки сначала из дома, а потом после первичной отстойки в следующие камеры. Степень очистки такой системой достигает 95%, при условии монтажа 3 колодцев, последний из которых имеет фильтрующее дно.
Как сделать выгребную яму из покрышек своими руками: пошаговая инструкция
Устройство выгребной ямы из автомобильных покрышек
На самом деле выгребная яма из покрышек — достаточно удобная часть канализационной системы, которую очень легко создать. Итак, как сделать выгребную яму из покрышек своими руками :
для начала необходимо подготовить материал, а именно, автомобильные или тракторные покрышки
Обратите внимание, если у вас нет старых покрышек, которых в среднем понадобится около 10, может чуть больше, не спешите покупать новые. Стоит проехаться по автомастерским, там очень часто имеются старые покрышки, которые обойдутся вам значительно дешевле;. Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских
Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских
после того, как необходимое количество покрышек будет подготовлено, необходимо приступать к выкапыванию, непосредственно, самой выгребной ямы
Обратите внимание на тот момент, что дно ямы должно иметь небольшой уклон по отношению к будущему люку. Вам стоит быть готовым к тому, что этот процесс может занять достаточно много времени, вплоть до нескольких дней
Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Готовая яма. Покрышки должны беспрепятственно поместиться внутри
как только яма будет выкопана, в ее центре необходимо сделать дренажную скважину. Сделать это можно с помощью садового бура. Эта скважина необходима для того, чтобы дать возможность сточным водам пройти все слои грунта, не застаиваясь;
Нужно сделать «дырку» в земле, чтобы сточные воды попадали сразу в грунт
в полученное отверстие следует вставить дренажную трубу с таким учетом, чтобы ее верхний конец был выше дна ямы где-то на один метр, так можно будет избежать засорения трубы. По боковым частям трубы делаются небольшие отверстия, через которые, собственно, и будет уходить вода. Заметьте, что эти отверстия на трубе, так же, как и ее верхняя часть, должны быть дополнительно защищены полипропиленовой сеткой;
Далее нужно вставить дренажную трубу в скважину
после этого этапа дно ямы засыпаем 10 сантиметровым слоем крупного щебня. Теперь пришло время выкладывания покрышек. Но предварительно необходимо с каждой покрышки срезать внутренний обод, это позволит воде хорошо стекать и предотвратить ее скапливание внутри автомобильных покрышек. Срезать внутренний обод с них можно посредством электролобзика;
Выгребная яма из покрышек
теперь пришло время установки вводной трубы, для этого с помощью электролобзика с боку шины нужно вырезать соответствующего диаметра отверстие;
Нужно сделать отверстие в покрышке для трубы
укладывать автомобильные покрышки в выгребную яму необходимо так, чтобы самая верхняя шина была на небольшом возвышении от уровня почвы. Образовавшиеся пустоты между покрышками следует засыпать землей. Что касается внутренних стыков между покрышками, то их необходимо изолировать герметиком;
Выгребная яма фото
яма готова, осталось ее прикрыть и сделать это можно при помощи полимерной крышки. Кроме того, системе необходимо обеспечить хорошую изоляцию, для этого потребуется сделать вентиляционную трубу. Труба должна находиться на небольшом возвышении – 60 см от уровня земли.
Вентиляционная труба для выгребной ямы из покрышек
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что выгребная яма своими руками для частного дома имеет некоторую особенность!
Особенность эта заключается в том, что яма не имеет дна, что вносит некоторые коррективы в ее месторасположение. То есть, она должна находиться на некотором расстоянии от дома – не менее 5 метров, от проезжей части — на 4 метра, от соседнего участка — на 2 метра, от колодца — на 25 метров.
Что касается откачки сточных вод из выгребной ямы, то это можно сделать посредством ассенизаторской машины.
Как сделать выгребную яму из покрышек своими руками: пошаговая инструкция
Устройство выгребной ямы из автомобильных покрышек
На самом деле выгребная яма из покрышек — достаточно удобная часть канализационной системы, которую очень легко создать. Итак, как сделать выгребную яму из покрышек своими руками:
для начала необходимо подготовить материал, а именно, автомобильные или тракторные покрышки
Обратите внимание, если у вас нет старых покрышек, которых в среднем понадобится около 10, может чуть больше, не спешите покупать новые. Стоит проехаться по автомастерским, там очень часто имеются старые покрышки, которые обойдутся вам значительно дешевле;. Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских
Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских
Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских
после того, как необходимое количество покрышек будет подготовлено, необходимо приступать к выкапыванию, непосредственно, самой выгребной ямы
Обратите внимание на тот момент, что дно ямы должно иметь небольшой уклон по отношению к будущему люку. Вам стоит быть готовым к тому, что этот процесс может занять достаточно много времени, вплоть до нескольких дней
Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Готовая яма. Покрышки должны беспрепятственно поместиться внутри
как только яма будет выкопана, в ее центре необходимо сделать дренажную скважину. Сделать это можно с помощью садового бура. Эта скважина необходима для того, чтобы дать возможность сточным водам пройти все слои грунта, не застаиваясь;
Нужно сделать «дырку» в земле, чтобы сточные воды попадали сразу в грунт
в полученное отверстие следует вставить дренажную трубу с таким учетом, чтобы ее верхний конец был выше дна ямы где-то на один метр, так можно будет избежать засорения трубы. По боковым частям трубы делаются небольшие отверстия, через которые, собственно, и будет уходить вода. Заметьте, что эти отверстия на трубе, так же, как и ее верхняя часть, должны быть дополнительно защищены полипропиленовой сеткой;
Далее нужно вставить дренажную трубу в скважину
после этого этапа дно ямы засыпаем 10 сантиметровым слоем крупного щебня. Теперь пришло время выкладывания покрышек. Но предварительно необходимо с каждой покрышки срезать внутренний обод, это позволит воде хорошо стекать и предотвратить ее скапливание внутри автомобильных покрышек. Срезать внутренний обод с них можно посредством электролобзика;
Выгребная яма из покрышек
теперь пришло время установки вводной трубы, для этого с помощью электролобзика с боку шины нужно вырезать соответствующего диаметра отверстие;
Нужно сделать отверстие в покрышке для трубы
укладывать автомобильные покрышки в выгребную яму необходимо так, чтобы самая верхняя шина была на небольшом возвышении от уровня почвы. Образовавшиеся пустоты между покрышками следует засыпать землей. Что касается внутренних стыков между покрышками, то их необходимо изолировать герметиком;
Выгребная яма фото
яма готова, осталось ее прикрыть и сделать это можно при помощи полимерной крышки. Кроме того, системе необходимо обеспечить хорошую изоляцию, для этого потребуется сделать вентиляционную трубу. Труба должна находиться на небольшом возвышении – 60 см от уровня земли.
Вентиляционная труба для выгребной ямы из покрышек
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что выгребная яма своими руками для частного дома имеет некоторую особенность!
Особенность эта заключается в том, что яма не имеет дна, что вносит некоторые коррективы в ее месторасположение. То есть, она должна находиться на некотором расстоянии от дома – не менее 5 метров, от проезжей части — на 4 метра, от соседнего участка — на 2 метра, от колодца — на 25 метров.
Что касается откачки сточных вод из выгребной ямы, то это можно сделать посредством ассенизаторской машины.
Как изготовить слив из автомобильных покрышек
Для строительства выгребной ямы понадобятся следующие инструменты и материалы: автомобильные шины одинакового диаметра, дренажная пластиковая труба, пластиковая крышка для закрытия ямы, штыковая и совковая лопаты, строительная рулетка, садовый бур, полимерная сетка, герметик, электрический лобзик, щебень.
Когда все инструменты и материалы приготовлены, можно приступать к работе. Вначале нужно правильно выбрать место для слива.
Ее нельзя рыть в низко расположенном месте, так как во время дождя она быстро заполнится водой. Затем нужно определиться с размерами сливной ямы. Ее объем должен не только вмещать, но и превышать количество сливаемой туда за сутки воды. В среднем, для устройства ямы потребуется 6-8 покрышек, поэтому надо заранее вымерить ее размеры (ширину и глубину).
Схема укладки выгребной ямы из покрышек.
На месте будущей ямы нужно положить на землю покрышку и обрисовать ее контуры. Котлован должен быть шире диаметра покрышки, поэтому от края обозначенного контура надо отступить 10 см. И затем можно начинать копать углубление. Следует помнить о том, что по отношению к планируемому люку, дно должно быть с небольшим уклоном.
Чтобы легче выкопать яму, лучше пользоваться штыковой лопатой, ей удобно копать вертикальные стены и рыхлить грунт, а вот извлекать его на поверхность лучше совковой лопатой. Работа по рытью ямы может занять несколько дней.
Когда котлован выкопан, нужно в его центре с помощью садового бура высверлить дренажную скважину на глубину 2-3 м. Назначение этой скважины заключается в том, что благодаря ей сточные воды не будут застаиваться в яме, а пройдут сквозь грунтовые водоупорные слои.
Далее в скважину надо будет вставить дренажную трубу из пластика, предварительно проделав в ней отверстия для прохождения воды. Длина трубы зависит от глубины скважины с учетом того, что ее верхняя часть должна возвышаться над дном котлована на 1 м. Благодаря возвышению твердые отходы не попадут внутрь скважины и не засорят собой трубу. Для большей защиты от них можно накрыть полимерной сеткой верхушку трубы. На дно сливной ямы следует насыпать слой щебня толщиной 10 см.
Схема простейшего устройства сливной ямы из покрышек с переливом .
Перед тем как укладывать в котлован покрышки, их нужно подготовить. Во избежание скапливания отходов внутри шин, необходимо с каждой покрышки срезать электролобзиком внутреннюю часть обода. В той покрышке, к которой подведется впускная труба канализации, надо сделать отверстие для этой трубы. А затем можно укладывать покрышки одну на другую. Самая верхняя из шин должна немного возвышаться над уровнем земли.
На места соединения покрышек друг с другом для лучшей гидроизоляции нужно нанести герметик. Пространство между покрышками и стенами ямы необходимо засыпать щебнем или образовавшимся при рытье ямы грунтом.
Сливную яму следует закрыть сверху пластиковой крышкой, чтобы внутрь слива не попадала дождевая вода, обеспечив в крышке открывающуюся герметичную дверцу для наблюдения за заполнением ямы. Остальную часть крышки надо засыпать слоем земли и для красоты засадить образовавшийся холмик травой или цветами.
Специфика конструкции
Этот вариант обустройства слива стоков самый доступный. Даже если нет собственных автомобильных покрышек, то купить их по минимальной цене (б/у) несложно. Канализация из покрышек имеет такие преимущества:
- Простота монтажа. Сделать все работы собственноручно легко. Более того, не нужна спец.техника для погружения колес в яму, даже если они тяжелые, то перекатить и поместить на отведенное для них место получится самостоятельно.
- Для создания ямы подойдут шины любого размера и диаметра, желательно чтобы они по габаритам были приблизительно одинаковые.
- Доступность материалов.
- Срок эксплуатации – до 15 лет.
Недостатков конструкция также не лишена и их перед монтажом стоит изучить. А именно:
- В сравнении с фабричными установками срок эксплуатации в разы меньше.
- Герметичность конструкции под сомнением.
- Яму нужно максимально отдалять от источника питьевой воды.
- Часто возникает неприятный запах.
- Ремонтировать покрышки сложно, точнее бессмысленно.
- Специфическая конфигурация вызывает сложности при чистке ямы.
- Резина не рассчитана на использование в качестве хранилища агрессивных химических отходов, также она часто страдает от давления почвы.
- Такие ямы нельзя строить на местности с высоким залеганием грунтовых вод.
Как вырыть котлован для сливной ямы, изготовленной из покрышек
Рассказ о том, как правильно построить сливную яму, следует начать с рытья самой ямы, поскольку котлован должен быть узким и глубоким, что может показаться довольно затруднительным.
Схема сливной ямы, изготовленной из покрышек
Специально для упрощения данной процедуры следует заранее приготовить шанцевый инструмент в виде двух лопат с удлиненными черенками, с помощью которых рытье котлована может занять всего пару часов:
- Первая из лопат является стандартной штыковой лопатой, черенок которой должен быть не менее 2,5 метров в длину.
Данная лопата используется для рыхления, поэтому целесообразно установить на нее дополнительно рукоятку в виде креста для более удобного захвата. - Вторая лопата изготавливается из небольшой стандартной совковой лопаты, которая сгибается на 75-80 градусов относительно черенка, который в длину должен быть также не менее 2,5 м.
Эта лопата используется для вычерпывания грунта.
Процедура рытья котлована состоит из следующих этапов:
- Первым делом на землю укладывают покрышку и размечают очертания ямы, диаметр которой должен быть чуть больше (в пределах 5 сантиметров) диаметра покрышки.
- Начинают рытье по контуру при помощи обычной лопаты пока этот процесс не станет неудобным, после чего начинается использование двух лопат, описанных выше.
- При помощи лопаты-рыхлителя производят разрыхление почвы на дне котлована, а также обработку его внутренних стенок.
- Разрыхленный грунт вынимается при помощи лопаты, используемой как черпак.
Два последних этапа повторяются пока не будет достигнута требуемая глубина ямы, при этом следует время от времени проверять соответствие диаметра котлована диаметру покрышки.