Замена помпы своими руками на автомобилях ВАЗ
Как уже было сказано выше, процедура замены на разных моделях автомобилей будет выглядеть по-разному. Это связано с расположением узла в подкапотном пространстве и конструкцией самого автомобиля. Проще всего выполнить замену на автомобилях производства ВАЗ.
Для замены помпы потребуются только гаечные ключи
Порядок замены выглядит следующим образом:
Дождаться, пока двигатель остынет. Выполнять работы сразу же после остановки мотора запрещено, так как можно получить ожог.
Подготовить комплект гаечных ключей и ёмкость для слива старой охлаждающей жидкости. Менять помпу необходимо вместе с антифризом (тосолом), так как старая жидкость в процессе использования постепенно теряет свои охлаждающие свойства.
Открыть капот.
Выкрутить пробку слива тосола (пробка расположена на блоке мотора). После этого выкрутить пробку и на радиаторе, чтобы быстрее избавиться от старой жидкости. Под точки слива установить ёмкости.
Когда антифриз (тосол) перестанет капать, ослабить рейку натяжения ремня генератора. После этого снять ремень, так как иначе к помпе нельзя будет подобраться.
Выкрутить три болта шкива.
Снять шкив ремня генератора.
Выкрутить гайки, которыми деталь фиксируется к корпусу мотора.
Достать насос и вместе с ним старую прокладку.
После этого рекомендуется чистой тканью вытереть место посадки и установить новую резиновую прокладку. Для надёжности крепления лучше обработать гнездо герметиком.
Новую помпу установить на новую прокладку и далее все работы провести в обратном порядке.
По окончании работ залить новую охлаждающую жидкость.
Сколько стоит замена помпы в СТО
Необходимо отдельно сказать и о том, что замена сама по себе — это операция не затратная. Специалисты сервисных организаций берут за свои услуги от 1200 до 3000 рублей — в зависимости от марки машины.
Если учесть, что сама помпа стоит несколько сотен рублей и менять её приходится крайне редко, то можно позволить себе удовольствие обратиться за услугами в мастерскую.
Профилактика и диагностика поломок
Увеличить срок службы теплооборудования помогут несложные профилактические меры:
- Запрещается включение насоса без воды.
- Для предупреждения окисления деталей во время бездействия включайте оборудование раз в месяц на 15—20 минут.
- Регулярно проводите визуальный осмотр, будьте внимательны к появившимся шумам, чрезмерному нагреву приборов, течам.
Перед началом нового отопительного сезона проводится технический осмотр оборудования. Проведите тестовый запуск и проверьте состояние важнейших узлов:
- правильность подключения к трубопроводу;
- герметичность соединительных элементов;
- состояние фильтров.
Как подготовить циркуляционные насосы к зимнему отопительному сезону?
В преддверии холодов нужно привести систему отопления в состояние боевой готовности. В отношении циркуляционного насоса нужно сделать следующее:
- Проверьте герметичность соединений патрубков насоса с трубопроводами. При обнаружении течи гайку или муфту нужно слегка подтянуть. Если это не помогло, придется заменить рассохшуюся прокладку или уплотнитель. При недостатке опыта для уплотнения трубных резьбовых соединений лучше использовать фторопласт (ФУМ-лента) или льняную нить «Тангит унилок».
- При наличии сетчатого фильтра перед помпой проверьте его состояние и промойте при необходимости.
- Убедитесь, что в двигателе и в подшипниках имеется достаточное количество смазки.
- Не будет лишним замерять мультиметром напряжение в розетке, через которую насос будет подключаться к сети. Известны случаи, когда электрики в сельских населенных пунктах вместо 2-фазного напряжения подавали в дома 3-фазное (380 вольт). Параметры обычного, 2-фазного напряжения также могут отличаться от нормы. Если мультиметр показывает, к примеру, 235 В или 205В вместо положенных 220-ти, нужно обращаться в соответствующую службу энергокомпании.
Если претензий к качеству электроснабжения у вас нет и утечек теплоносителя обнаружить не удалось, следует осуществить пробный запуск насоса и дать ему некоторое время поработать. Отсутствие вышеперечисленных симптомов покажет, что прибор готов к новому отопительному сезону.
Замена охлаждающей помпы своими руками
Автолюбитель вполне может самостоятельно поменять водяную помпу. Проиллюстрируем этот процесс на примере автомобиля «Пежо 307». Но перед этим определимся с инструментарием и расходниками. Для работы нам потребуются следующие вещи:
- новая водяная помпа;
- ключи рожковые, набор;
- ключи торцовые и вороток в комплекте;
- жидкость охлаждающая, 5 литров;
- домкрат.
Последовательность замены помпы на примере «Пежо 307»
- Машина загоняется на смотровую яму, колёса фиксируются башмаками. Переднее правое колесо поднимается домкратом и снимается торцовым ключом.Правое переднее колесо «Пежо 307» поднимается домкратом и снимается
- Через сливное отверстие под радиатором старый антифриз сливается в подставленную ёмкость (это может быть как десятилитровое ведро, так и обыкновенный таз).
- Следующий этап — снятие ремня ГРМ для получения доступа к помпе. Рядом со шкивом распределительного вала есть фиксатор ремня и болт натяжителя ремня ГРМ. Рожковым ключом на 10 ослабляется вначале фиксатор, а потом — болт натяжителя.Для ослабления ремня ГРМ на «Пежо 307» требуется ослабить натяжительный ролик
- После ослабления этих болтов натяжение ремня ГРМ тоже ослабнет и его можно будет снять вручную.Ослабленный ремень ГРМ на «Пежо 307» можно снять вручную
- Открывается доступ к помпе. Она держится на пяти болтах на 12, которые легко выкручиваются обычным рожковым ключом.Доступ к водяной помпе «Пежо 307» открыт, можно снимать
- Помпа извлекается, на её место ставится новая и система охлаждения собирается в обратном порядке.
Типичные проблемы погружных устройств
Прежде чем начинать действовать, нужно узнать об особенностях моделей разных производителей. Как правило, у всех приборов есть свои слабые места, которые в процессе эксплуатации и ремонта обязательно появляются, поэтому их уже можно соотносить с фирмой-производителем.
Водолей
Данные насосы известны своей способностью к перегреву. Особенно часто такая ситуация наблюдается при эксплуатации оборудования в не очень глубоких скважинах. Если этот вид неисправности обнаружен у бюджетной модели устройства, то владельцам гораздо проще купить новый прибор, чем пробовать реанимировать старый. В этом случае ремонт «отнимет» около 50% стоимости нового агрегата.
Водомет
Это оборудование отличается надежностью, поэтому обычно проблем при работе не возникает. Исключением могут стать приборы, которые эксплуатируются некорректно. К частым причинам, проводящим к неисправности погружного насоса, относится загрязнение песком либо илом. В этом случае насосную часть прибора приходится заменять.
Джилекс
Слабое место этих погружных насосов — электродвигатель, из которого вытекает жидкость. Оптимальный вариант — заправка аналогичным составом, однако такая операция возможна только в сервисцентре. Существуют альтернативы — глицерин или трансформаторное масло. Однако эти вещества неизменно приведут к поломке оборудования.
Малыш
Это приборы относятся к самым популярным устройствам. Самая частая проблема с ними — сильный шум, который возникает при включении без откачки жидкости. Причина — разрыв центральной оси, где находятся мембраны с якорем. В этом случае элемент требует замены, но найти этот узел непросто. Возможный вариант — сделать его на заказ.
Ручеек
«Ахиллесова пята» этих моделей — перегрев, причем такая проблема встречается довольно часто. Устройство полностью соответствует европейским стандартам качества. Поэтому, чисто теоретически, оборудование должно работать безостановочно как минимум 7 часов. На деле прибор требует перерывов в работе каждые 2-3 часа.
Grundfos
У большинства таких конструкций предусмотрены встроенные клапаны, а также особенный вид теплоизоляции мотора. Иногда двигатель нужно вынимать, чтобы заменить уплотнители, вышедшие из строя. В этом случае работу должен делать специалист.
Marquis
Замечено не раз, что это оборудование иногда включается только после удара (по трубе, по агрегату). В этом случае причиной временного отказа становится закисание крыльчатки. Для устранения данной проблемы насос разбирают, а элемент чистят.
Профилактические меры
Профилактические меры включают следующие действия: осмотр прибора, чистка, функционирование. Осмотр агрегата нужно производить один раз в квартал. Этого будет достаточно, чтобы выявить какие-то повреждения или сбои в работе.
Если соблюдать все условия эксплуатации и вести тщательный контроль над оборудованием, можно долгое время наслаждаться бесперебойной работой насоса.
Выполнять ремонт насоса рекомендуется при отсоединенном насосе от труб
Периодическая проверка работы устройства:
- Все подсоединения нужно проверять на протечку, если необходимо, менять уплотнители или прокладки;
- Визуально проверяется заземление;
- Звук работы насоса должен быть чистым;
- Проверяется давление;
- Отсутствие сильной вибрации в двигателе;
- Корпус обязательно должен быть чистым и сухим.
Если в работе насоса случился какой-то сбой, необходимо сразу же сделать диагностику и выявить причину. Если она указывает на неисправность прибора, его необходимо отремонтировать самостоятельно или же в специальной мастерской.
Ни одно частное обустройство участка или дома не обходится без водяного насоса. Следить за его работой нужно обязательно, чтобы не допустить серьезных поломок аппарата.
Периодичность замены помпы
Рано или поздно водяной насос выходит из строя по естественным причинам. Смазка вымывается из подшипников, они приходят в негодность. Сальники истираются, дают течь. Крыльчатка ломается. Есть негативные факторы, влияющие на ресурс помпы:
- состояние, обслуживание системы охлаждения;
- манера вождения, дорожное покрытие;
- качество и производитель детали;
- пробег, возраст автомобиля.
Средний срок службы составляет около 160 000 километров пробега или 10 лет эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше. Оригинальная деталь будет работать гораздо дольше, чем заменитель сомнительного качества. Для предотвращения проблем с помпой советуем соблюдать рекомендации по профилактическому обслуживанию. Надо регулярно проверять уровень антифриза в системе, доливать, если ниже нормы. Лучше промывать радиаторы и контуры каждые 50 000 км пробега или раз в 2 года. Это поможет избавиться от коррозии, выровнять давление внутри системы.
Периодичность замены водяного насоса
Следуя этим советам, вы сможете продлить срок службы водяного насоса, обеспечить бесперебойную, эффективную работу авто.
Возможные причины неисправности
Даже если владелец приобрел брендовый качественный насос, нельзя исключать вероятность его выхода из строя. Поскольку работа всех водяных конструкций связана, как правило, с водой, то такое устройство постоянно склонно подвергаться негативному воздействию.
Научиться ремонтировать агрегат, конечно, можно, но лучше с самого начала правильно его эксплуатировать, проводить его регулярный осмотр, делать профилактику.
Вероятные причины, повлекшие за собой поломку прибора:
- Работа на «сухую», гидроудар;
- Скачки напряжения;
- Перекачка очень загрязненной жидкости;
- Эксплуатация в зимний период;
- Некачественное кабельное соединение;
- Подводный кабель фиксируется неправильно;
- Рабочая жидкость превышает свой уровень на 40%;
- Отсутствие масла;
- Отсутствие заземления, приводящее к коррозии;
- Реле давления вышло из строя;
- Сломался магнит;
- Неправильно работает гидробак.
Все вышеперечисленные факторы в той или иной степени приводят прибор в неисправность. В некоторых случаях можно произвести ремонт своими руками, а существуют и такие поломки, которые можно исправить, только прибегнув к помощи специалистов.
Как выясняют причину неисправности погружного насоса?
Поднимать или не поднимать оборудование из скважины? Самый простой вариант — анализ работы оборудования с помощью косвенных признаков, без дополнительных манипуляций. После установления всех возможных виновников, действуют методом исключения, оставляя самую вероятную причину. Но этот способ не идеален. Не всегда можно рассчитывать на то, что сбой вызван простой причиной, которую легко исправить: например, перенастройкой гидроаккумулятора — изменением диапазона рабочих давлений.
Поэтому лучше все-таки сразу предполагать, что неисправность вызвана более серьезными обстоятельствами, а значит, «непослушный» насос из скважины «добывать» придется. В этом случае у хозяев есть хорошая возможность предупредить серьезную аварию, которая в будущем может потребовать дорогостоящего ремонта. Первый шаг — проверка электросети. Если напряжение находится в норме (200-240 В), то перебои в работе оборудования из-за скачков исключают.
Что делают сначала?
Для выяснения точной причины сбоя устройства действуют так:
- останавливают, отключают систему водоснабжения, потом поднимают конструкцию на поверхность;
- снимают с корпуса верхнюю крышку, затем разбирают механизм, сверяясь с инструкцией;
- проводят тщательный осмотр каждой детали: ищут следы износа либо поломки, трение (абразивное, мокрое, сухое), трещины, скопление грязи и т. п.;
- аналогичным образом тестируют электродвигатель, проверяют отсутствие дефектов у клапана, фильтры, трубу ПНД, целостность кабеля питания.
В последнюю очередь исследуют датчики, реле, блок управления, установленные блоки защиты.
Где может крыться проблема?
Если работа аппарата перестала устраивать, то проверяют состояние всех основных узлов.
- Поршень или крыльчатка. Они должны быть абсолютно идеальными, не иметь ни повреждений, ни даже намеков на малейшую деформацию.
- Расстояние между поршнем и магнитами катушки. Идеал — 4-5 мм. Меньшие значения приведут к перегреву электродвигателя, большие — к биению катушек.
- Оптимальное расстояние между клапаном и корпусом. Оно составляет 7-8 мм. В этом случае вода без проблем будет свободно вытекать при отсутствии давления.
Такая проверка, проводимая периодически, снизит риск возникновения практически любой неисправности погружного насоса, позволит предотвратить серьезные сбои в работе оборудования.
Устранение засоров
Сказать, что качество воды в скважине далеко от идеального — не сказать ничего. Даже если насос оборудован фильтрующим устройством, оно будет нуждаться в периодической очистке, да и не сможет грубый глубинный фильтр задерживать мелкую фракцию, оседающую на крыльчатке и корпусе.
Большинство скважинных насосов ломаются именно из-за засоров рабочей части песком и отложениями известняка. Как минимум раз в два года нужно извлекать насос из скважины, промывать его и очищать поверхности функциональных элементов от загрязнений. Пусть вас не смущает малое количество отложений: после того как на поверхности появился налёт, дальнейшее накопление отложений происходит лавинообразно.
Очистке подлежит насосная, то есть нижняя часть устройства, а также каналы протока воды. Разделить насос на две половины можно после снятия защитной сетки в центральной части. Нужно скрутить 4-6 гаек со шпилек, которыми стянуто фланцевое соединение. Затем выкручивается один-два стопорных винта, удерживающих фланец от раскручивания, а после и сам фланец выкручивается из стакана. В насосах монолитного типа нужно выкрутить пробку донного фильтра, для этого гайку выходного патрубка следует зажать в тисках, сама же пробка достаточно легко срывается ременным ключом.
Прокачка воды в глубинных насосах происходит за счёт нескольких крыльчаток, последовательно насаженных на вал. Их нужно снять, запомнив порядок сборки, а затем очистить от грязи вместе с внутренней поверхностью гильзы, сеткой и прочими элементами, контактирующими с водой. Поверхности деталей не следует очищать механически, избегая появления царапин. Лучше воспользоваться щадящей бытовой химией для снятия накипи и преобразователями ржавчины, а затем оттереть остатки налёта мягкой синтетической щёткой или грубой стороной губки для посуды.
Типичные проблемы в работе погружных насосов
Неисправности погружных насосов, которые приводят к неработоспособности оборудования, условно можно разделить на несколько групп:
- механические дефекты;
- поломки в системе управления оборудованием.
Проблемы, связанные с механическими дефектами
К механическим неисправностям относятся:
- дефекты сборки. Как правило, такие проблемы выявляются при первом запуске оборудования. Ремонтировать насос самостоятельно в подобной ситуации не рекомендуется, так как его можно заменить;
- проблемы в работе, связанные с частым использованием и естественным износом частей погружного насоса.
Вследствие износа могут выявиться следующие поломки:
- не качает погружной насос или напор, выдаваемый оборудованием, не соответствует мощности устройства. Такая неисправность встречается из-за износа или смещения рабочего колеса;
- появление при работе повышенной вибрации обусловлено износом подшипников или ослабления соединений элементов насоса;
- заклинивание оборудования в большинстве случаев обусловлено попаданием в устройство крупных частиц или значительным превышением максимальной рабочей температуры воды.
- течь в насосе или месте соединения с выходным патрубком возникает из-за износа уплотнительных колец. Место подтекания жидкости внутри насоса можно определить по наличию ржавчины и коррозии. Если в кратчайшие сроки не устранить проблему, то она может привести к необходимости полной замены оборудования. Места рекомендуется проверять один раз в 2 – 3 месяца.
Чтобы устранить неисправности, надо:
- разобрать оборудование. Разборка погружного насоса должна производиться только после извлечения его из водозаборника и отключения от электрического питания;
- выявить и заменить изношенные детали;
Подбор новых элементов для насоса должен осуществляться в специализированных магазинах и на основании рекомендаций профессионалов. Заменяемые части оборудования должны быть полностью аналогичны установленным в заводских условиях.
- прочистить оставшиеся элементы и в нужные места нанести смазку;
- собрать погружной насос и проверить корректность его работы.
Как обследовать и устранить неисправности в работе насоса на примере устройства вибрационного типа, показано на видео.
Неисправности системы управления
Проблемы в системе управления могут возникнуть вследствие нескольких причин:
- работы оборудования вне воды;
- нарушения электропитания устройства;
- выхода из стоя мотора, приводящего в движение рабочие части насоса.
Для того чтобы максимально обезопасить насос от работы «в сухую», рекомендуется устанавливать на оборудование дополнительный датчик, который автоматически отключить оборудование при достижении минимального уровня воды.
Большинство погружных насосов не может работать вне воды, так как именно окружающая жидкость является охладителем мотора.
Если данная неисправность возникла, то в большинстве случаев, отремонтировать насос своими силами не получится, так как необходима замена электродвигателя, а этот процесс достаточно сложен.
Достаточно часто поломки погружных насосов связаны с перебоями электропитания сети. Подобные проблемы могут привести:
к нарушению изоляции и пробиванию кабеля. Если питающий кабель не встроен в корпус насоса, то его легко можно заменить. В обратной ситуации потребуется замена погружного насоса;
к постоянному выбиванию пробок в щитке электропитания. Причиной может быть неисправный кабель или нарушение обмотки якоря. Если кабель можно заменить, то перемотка якоря в домашних условиях практически невозможна. Чтобы устранить неисправность, можно попробовать заменить вышедшее из строя оборудование. Если это действие невозможно, то потребуется замена насоса.
Если насос не работает из-за неисправности электродвигателя, то в большинстве случае решить проблему самостоятельно нельзя. Ремонт могут провести только профессионалы, но перед обращением в мастерские рекомендуется узнать стоимость устранения неисправности.
В некоторых случая приобрести и установить новый насос дешевле и проще, чем реставрировать старое оборудование.
Мелкий ремонт погружных насосов можно производить в домашних условиях. Неисправности, которые поддаются устранению своими силами, как правило, связаны с естественным износом отдельных частей оборудования. При поломках мотора насоса рекомендуется обращаться к специалистам или приобрести новое устройство.
Редкие скважинные насосы могут отличиться абсолютной безотказностью. Некоторые поломки можно исправить по месту своими руками, в этом деле поможет наша инструкция с описанием типовых неисправностей, их диагностики, устранения, а также рекомендациями по обслуживанию.
Как проверить своими руками
Существует простой способ диагностики водяной помпы. При этом нет необходимости снимать изделие с двигателя. Чтобы проверить помпу на подавляющем количестве моделей авто, необходимо:
Завести мотор, прогреть его до штатной рабочей температуры (обычно этот показатель варьируется от 87 до 100 градусов).
После этого пережать рукой в перчатке верхний патрубок, который идёт от радиатора. Если помпа исправна, то вы сразу же почувствуете давление антифриза внутри патрубка. Если же патрубок прожимается без труда — циркуляция в системе охлаждения отсутствует, то есть помпа не работает.
Проверить работоспособность помпы можно за минуту, особенно если под капотом чисто и отсутствуют потёки жидкостей
Профилактика и обслуживание дренажного насоса
Чтобы насосная установка прослужила долго и на создавала больших проблем, надо следовать рекомендациям производителя. Это касается правил монтажа и эксплуатации.
Один раз в год надо дренажные насосы вскрывать и очищать от залипшей грязи и мусора внутри отсеков прибора. В это же время проверяются детали на износ. Это в первую очередь касается защитной сетки, расположенной внутри всасывающего патрубка, и крыльчатки. К последней особые требования: она не должна быть меньше в размерах. Это влияет на производительность агрегата. Если параметры крыльчатки стали меньше, ее надо заменить.
Обязательно в процессе обслуживания проверяется поплавок, вскрывается клеммная коробка, в которой очищаются контакты. Проверяется питающий провод на предмет изломов и обнаружения поломок жил. Учтите, что даже простая чистка внутренних полостей дренажного насоса увеличит его эксплуатационный ресурс в несколько раз.
https://youtube.com/watch?v=7uv_AcMJFAo
Выводы
Если в машине неисправная помпа, не стоит пытаться заниматься диагностикой и ремонтом самостоятельно, если нет соответствующих навыков. Водяной насос — жизненно важная часть системы охлаждения, и если он выходит из строя, двигатель перегревается, получает серьезные повреждения. Замена детали требует специальных инструментов. Это долго и сложно. В зависимости от состояния вашего автомобиля, потребуется замена и других деталей, таких как ремень ГРМ, прокладки или шланги.
Профессионалы сделают работу быстрее и эффективнее. Они убедятся, что система охлаждения машины функционирует должным образом. Мастера проверят, нет ли утечек или признаков износа, будут использовать качественные запчасти, совместимые с вашей моделью автомобиля. Обратившись в сервисный центр, вы избавите себя от хлопот и риска, связанных с самостоятельной работой, продлите срок службы силового агрегата.
Не ждите, пока станет слишком поздно. Если в автомобиле сломалась помпа, приезжайте в автосервис. У сотрудников СТО есть опыт, оборудование и знания, чтобы справиться с любой проблемой.