Рассмотрим работу П-образного стояка в его нисходящей части.
Нисходящая часть по рисунку справа. Изображен стояк с уже «смещенными» к радиатору байпасами.
Видно, что теплоноситель, спускающийся по стояку (например 2-й этаж), на повороте меняет свое направление вправо, и часть его по инерции «заскакивает» в радиатор. Причем, как раз оптимальным образом в верхний коллектор радиатора. Часть теплоносителя проходит через радиатор, а часть через байпас. При выходе из радиатора с нижнего его коллектора, теплоноситель смешивается с теплоносителем прошедшим через байпас, и по стояку идет на нижние этажи. При этом «встроенный» в радиатор гравитационный насос, помогает циркуляции по стояку, а не препятствует.
Понятное дело, что количество теплоносителя в единицу времени (массовый расход), должен быть настолько большИм, чтобы обеспечивать достаточным количеством тепла все шесть радиаторов (в случае девятиэтажки восемнадцать радиаторов). Для этого, количество и скорость теплоносителя должны быть в расчетном интервале. А уже это может быть обеспечено, только при относительной чистоте труб и радиаторов, а также невмешательстве жильцов и неграмотных работников ЖЭУ (УК) в проектную конструкцию всего стояка.
Теперь посмотрим, что происходит при замене чугунного радиатора на биметаллический, когда, уже довольно много лет назад, особенно когда самовольно были демонтированы байпасы.
Посмотрите, какие широкие проходы для протока теплоносителя в чугунном радиаторе.
Так как у биметаллического радиатора проходы для протока теплоносителя более узкие, чем у чугунного радиатора,
может оказаться, что он не сможет пропустить через себя достаточного для ВСЕГО стояка (к примеру, из восемнадцати радиаторов) объема теплоносителя (если количество секций до пяти). При большем, секций 8 и более количестве секций сечения протока хватит, но гидросопротивление биметаллического радиатора всё равно будет выше, чем у чугунного радиатора типа МС140-500. В результате уменьшается ОБЩИЙ объем циркулирующего через ВЕСЬ стояк теплоносителя. Что ухудшает теплоотдачу ВСЕХ 18-ти радиаторов, подключенных к этому стояку на ВСЕХ этажах.
Но, если бы байпас, не был демонтирован (или на него не был бы установлен кран), то, как раз байпас и смог бы спасти положение с необходимым объемом циркуляции теплоносителя по стояку. Пропустив через себя тот объем теплоносителя, который не смог пройти через биметаллический радиатор. И если по проекту прошлого века, байпас делался с уменьшением диаметра на один типоразмер, относительно стояка, то при замене чугунного радиатора на биметаллический, этот байпас желательно сделать без уменьшения диаметра (не зауженным). Как раз для того, чтобы он смог пропускать через себя весь необходимый всем восемнадцати радиаторам объем циркуляции теплоносителя.
Не стоит беспокоиться относительно того, что не хватит теплоносителя на этот один конкретный биметаллический радиатор. Ведь, грубо говоря, только 1/18-я часть теплоносителя предназначена для этого одного радиатора. И эта часть, будьте уверены, затечёт в этот биметаллический радиатор по инерции (при смещенном байпасе). Естественно, только если для подключения этого биметаллического радиатора, Вы используете запорную арматуру, имеющую достаточно широкий проход, чтобы дать возможности пройти через себя нужному объему теплоносителя. Т.е. либо шаровый полнопроходный кран, либо специальный термостатический вентиль для однотрубных гравитационных (имеют бОльший проход, чем другие) систем отопления. Могут подойти термостатические вентили фирмы DANFOSS RTD-G или RA-G ду20мм (3/4 дюйма).
В случае применения термовентиля (нужен обязательно для однотрубных систем и повышенной пропускной способности, типа Данфосс RA-G), Вы также приобретаете дополнительный комфорт, в виде автоматического поддержания температуры в Вашем помещении на желаемом и заданном Вами уровне. Но естественно, при установке термовентиля, байпас у Вас, не должен иметь заужения относительно стояка, так как должен иметь возможность пропускать через себя весь объем теплоносителя, предназначенный для всего стояка, т.е. для всех 18-ти радиаторов. Но также есть и опасность, что стояк у Вас уже не имеет дОлжного объема циркуляции через себя, и в таком случае установка термовентиля, может сильно уменьшить теплоотдачу Вашего радиатора. Как выйти из положения в этом случае, читайте в конце статьи в дополнениях.
Признаки и причины плохой работы отопления
Характерные признаки | Возможные причины |
---|---|
Стояк холодный | Технические неисправности за пределами квартиры |
Стояк горячий, батареи холодные | Закрыты вентили, засорение отопительной системы |
Холодная нижняя часть радиатора | Недостаточно открыты вентили, засорение радиаторов, низкое давление теплоносителя в трубах |
Холодная верхняя часть батарей | Воздушная пробка |
Последний радиатор в системе холодный | Не отрегулирована система, недостаточное давление |
Дальняя от патрубков подключения часть радиатора холодная | Недостаточное давление, засорение батареи, воздушная пробка |
Выявлению причин неисправностей поможет анализ событий, предшествующих их возникновению.
Проводимые работы, особенности эксплуатации | Возможные неисправности |
---|---|
Замена отопительных приборов, труб | Воздушная пробка вследствие попадания воздуха в систему или изменения уклонов труб. Засорение труб и радиаторов. Уменьшение проходных сечений вследствие ошибок при сборке системы |
Система отопления работает без обслуживания долгие годы | Образовалась накипь, ухудшилась теплоотдача батарей, “прикипели” детали запорной арматуры |
Начало отопительного сезона | Котельная не вышла на проектную мощность, сотрудники соответствующих служб забыли открыть задвижки, при заполнении системы образовались воздушные пробки. |
Соседи делали ремонт | Снижение давления в системе вследствие непрофессиональных действий соседей |
Прежде всего, при плохом отоплении опросите жильцов дома. Если у них та же проблема, значит, плохо работает котельная или перекрыты вентили в подвале дома. В этих случаях следует сообща обращаться в управляющую компанию. Если холодно лишь в одной квартире, проверьте, открыты ли вентили, нет ли воздушных пробок. Вызовите специалиста через диспетчера обслуживающей дом организации.
Неправильные подключения в системе отопления
Правильность проектирования и монтажа системы отопления является основой эффективности обогрева помещений и оптимизации расхода тепла. Распространённой ошибкой является неправильная установка байпаса. Следует заметить, что установка крана непосредственно на байпасе — запрещена. При такой установке возможно перекрытие циркуляции на всём стояке, если перекрыты одновременно кран на батарее и на байпасе. Это особенно актуально в многоквартирном доме и при однотрубной схеме подключения.
Слишком большое, по сравнению с проектным, число секций, из которых состоит радиатор отопления. При необходимости можно произвести подключение радиатора «по диагонали» либо установить на такой радиатор «удлинитель потока». Такой байпас — удлинитель потока можно изготовить самостоятельно или приобрести готовый.
При многоконтурной системе во время монтажа следует предусмотреть в более коротком плече системы — балансировочные краны. Такими кранами можно выровнять баланс температур в разных частях отопительной системы.
Как устранить воздушные пробки в радиаторах
Воздушная пробка – наиболее частая причина холодных радиаторов. Появление воздуха – естественный процесс, обусловленный нагревом воды, резким наполнением системы, нарушением герметичности. Устранить эту проблему не составит труда, если система оснащена выпускными клапанами. На современных радиаторах они расположены в верхней части изделий и работают без вмешательства, периодически спуская воздух из батарей. Если автоматика не предусмотрена, то вентиль открывают вручную и выпускают воздух до того момента, пока не появится вода.
Современные отопительные приборы оснащены специальными клапанами
В отопительных приборах старого типа такие краны отсутствуют. В этом случае придется немного потрудиться и снять заглушку. Перед тем, как начать откручивать, на пол следует обязательно поставить таз. Полностью выкручивать крышку ни в коем случае нельзя, ее лишь слегка откручивают до появления едва слышного шипения. В этот момент ключ нужно отложить в сторону и ждать, пока из системы выйдет весь лишний воздух и начнет сочиться вода. После этого заглушку необходимо аккуратно закрутить. Таз на всякий случай можно оставить на некоторое время, чтобы убедиться, что вода не капает.
Основные причины плохого прогрева батарей и способы их устранения
Основных причин, почему не греют батареи, две – воздушная пробка и засорение радиаторов. Воздушная пробка мешает циркуляции теплоносителя, радиатор прогревается плохо или остается холодным. Выход из ситуации простой – удалить воздух.
Современные системы имеют на каждой батарее вверху специальный краник для спуска воздуха. Он проворачивается отверткой или переходником. Если в системе есть воздух, вы услышите шипение. Кран держат некоторое время открытым, пока из него не потечет теплоноситель. Если воздушная пробка очень большая, возможно, за один раз полностью стравить воздух не выйдет. Подождите десяток минут, повторите попытку, пока не почувствуете, что батарея прогревается полностью.
Кран для спуска воздуха
На давно установленных чугунных радиаторах кран для спуска воздуха, скорее всего, отсутствует. Несложная работа по стравливанию воздуха превращается в сложную и грязную. Существует два подхода к удалению воздуха из чугунной батареи. Первый – через соединительную муфту на подводе теплоносителя к радиатору, второй – ослаблением заглушки в батарее. В каждом случае не требуется полностью выкручивать муфту или заглушку, их немного проворачивают до появления шипения.
Важно определить, в какую сторону следует отворачивать муфту или заглушку, ведь на радиаторах применяют и правую и левую резьбу. Куда отворачивается муфта, определяют по выступающей части резьбы
На заглушке с левой резьбой выбита буква «Л», отворачивают ее в правую сторону. Важно не переусердствовать, особенно отворачивая муфту, ведь трубы могут быть ржавыми, и от чрезмерного усилия способны разрушиться. На всякий случай перед заворачиванием намотайте на резьбу немного пакли с краской или фумленту, чтобы не просачивалась вода по нарушенному соединению.
Засорение радиаторов основная причина плохого теплоснабжения
Засорение радиаторов – вторая распространенная причина плохого теплоснабжения. Система засоряется по двум причинам: физический износ вследствие долговременной эксплуатации или подача в систему грязной воды без фильтрации. Чаще на внутренних стенках многие годы откладывались соли и система забилась. Иногда отложения настолько мощные, что теплоноситель совершенно не может пробиться сквозь узенькие щели. Выход один – замена радиаторов, иногда также труб.
Если засорение незначительное, батареи промывают. Работы лучше проводить при неработающем отоплении. Если приходится прибегнуть к такой операции во время отопительного сезона. Тогда отключите батареи, повернув краны, и снимите. Не все системы имеют краны для отключения радиаторов. Перед очисткой системы в индивидуальных владениях сливают воду, в многоэтажном доме перекрывают подачу
Во время отопительного сезона соблюдайте осторожность – вода очень горячая
Прочищают батарею под высоким давлением. Для этого батареи выносят на улицу, шлангом герметично соединяют батарею с источником воды и продувают. Промыть водой из крана не выйдет, часть мусора все равно останется в радиаторе. Если обнаружено засорение в одной батарее, промойте и другие, они почти наверняка тоже засорены.
Слабое давление
Качество обогрева помещений может падать на фоне сбоев показателей давления в системе отопления. Низкий и повышенный уровень давления в тепловом контуре негативно сказываются на работе системы и эффективности обогрева помещений. Второй вариант быстро выводит из строя отдельные узлы и элементы, первый – не позволяет обеспечить комфорт проживания.
Понижение динамического давления вызывает:
- неверная балансировка;
- наличие воздушных пробок;
- непрогретый тепловой носитель;
- избыточное сечение трубопроводов;
- недостаточная мощность насосного оборудования.
Падение давления в системе часто возникает при утечке теплоносителя, неисправности насосного оборудования, в результате прорыва мембраны экспанзомата и появления трещин в стенках расширительного бачка. Также проблема может быть спровоцирована неисправностями в блоке безопасности и утечкой воды из отопительного контура.
Контроль рабочих параметров в условиях эксплуатации закрытых отопительных контуров, а также автоматическая регулировка предполагают установку группы безопасности. Балансировка двухконтурной системы открытого типа осуществляется чаще всего вручную, но допускается также выполнение работы посредством термостатических вентилей.
Разбираемся, почему не греют батареи в квартире
Чтобы описать возможные неисправности, нужно вкратце рассказать об устройстве отопления в многоэтажных домах. Системы отопления в многоквартирных домах бывают двух видов – однотрубные и двухтрубные. В случае однотрубной системы
горячая вода подается в батареи первого (либо последнего) этажа и движется по стояку до последнего (первого). В результате батареи, в которые теплоноситель поступает в последнюю очередь, могут нагреваться недостаточно. В большинстве многоквартирных домов система отопления однотрубная.
Еще одна особенность однотрубных систем – так называемые байпасы. Они необходимы для того, чтобы в один радиатор попадала только определенная часть воды, а оставшаяся часть протекала дальше в соседние радиаторы. Подробнее прочитать о том, что такое байпас и для чего он нужен, можно в статье .
Двухтрубные системы отопления
отличаются от однотрубных тем, что каждая батарея независимо подключается к двум стоякам. Их одного поступает горячий теплоноситель, в другой уходит остывшая вода. Такая система часто встречается в частных домах, а также в некоторых новостройках.
Теперь разберем проблемы в системе отопления многоквартирного дома, из-за которых батареи не греют.
Проблема 1:
алюминиевые радиаторы в однотрубной системе отопления
Современные алюминиевые радиаторы предполагают наличие двухтрубной системы отопления. При замене чугунных батарей на современные алюминиевые без замены системы отопления из-за несовпадения конструкций поток горячей воды становится слабее. Соответственно, батареи почти не греют. Ослабление потока воды также способствует появлению коррозии и засоров. Засор устраняется путем подачи воды под напором или с помощью специального химического состава. Однако со временем алюминиевый радиатор в однотрубной системе отопления может засориться снова. Выход – в замене радиатора, например, на биметаллический.
Проблема 2: воздушная пробка
Еще одной причиной возникновения неисправностей в работе отопительной системы может быть воздушная пробка. Чтобы устранить эту проблему, можете воспользоваться краном Маевского. Его вворачивают вместо заглушки, затем вставляют отвертку в резьбу и очень медленно поворачивают против часовой стрелки. Если проблема заключалась в воздушной пробке, будет слышен характерный звук вырывающегося воздуха. После этого нужно прекратить вращение.
Если радиаторы не греют только в одной комнате, проблему стоит искать в стояке, который отапливает эту комнату.
Не греет батарея в частном доме
Причиной тому, что не греют батареи в частном доме, может быть ряд факторов. Мы можем рассмотреть вопрос только в общем. Есть разные причины и не всегда они очевидны. Порой такая мелочь, как неисправный краник или засоренный дымоход может стать камнем преткновения. Несмотря на это, безвыходных ситуаций не бывает, главное, определить причину, почему не греет батарея в частном доме, все остальное дело техники.
Недостаточная мощность котла
Если плохо греют батареи в частном доме, то одна из причин может таиться в котле отопления. В своем доме практически со 100% вероятностью можно утверждать, что контур обогрева автономный. Значит, стоит котел. Это может быть:
Почему плохо греют батареи в частном доме? Причиной может быть неправильно подобранная мощность котла. То есть не хватает ему ресурса, чтобы обогреть необходимое количество жидкости. Первый звоночек к тому, что мощность подобрана неправильно – это постоянная работа отопительного прибора, без отключений.
Хотя в этом случае теплообменники хоть немного, но нагреются. А если вода в них совсем холодная, то значит, котел сломался или не может включиться. У современных агрегатов есть требование к минимальному давлению в системе. Если это требование не выполняется, то он не включится. Помимо этого, есть система автоматики и безопасности.
Возьмём, к примеру, газовый котел. В нем стоит датчик, который контролирует, чтобы все газы уходили в дымоход. Возможен вариант, что дымоход или какой-нибудь патрубок отводящий дым засорился. В любом случае, датчик пошлёт команду на блок управления и тот не даст котлу включиться.
Проблемы с самими батареями
Не греют батареи в частном доме что делать? Если проблем с котлом не обнаружилось и он работает правильно, то причину того, почему батареи холодные нужно искать в самом контуре. Возможные варианты:
- завоздушивание;
- загрязнение;
- недостаточное давление;
- неправильная разводка труб;
- неправильное подключение теплообменников.
Если холодные батареи, значит, нужно проверить все вышеуказанные факторы. Более предметно о том, что делать, если не греют батареи мы уже писали. Специфика частного дома в том, что все характеристики можно контролировать самостоятельно.
Затем убедитесь, что в трубах и теплообменниках нет грязи. Как это сделать? Придётся спускать воду с холодных батареи в частном доме. Что делать известно, надо открутить один торец (нижний) в батарее и подставить сосуд побольше. Если польется черная вода, то думать нечего – это загрязнение. Нужно промывать контур до чистой воды. Иногда с радиаторов вместе с водой вытекает густая жижа. Это грязь, собравшаяся в обильном количестве.
Какие еще могут быть причины, почему холодные батареи в частном доме? Если проблема не в воздухе и не в загрязнении, значит, нарушена циркуляция. Это может быть из-за низкого давления. Вообще, в автономном контуре давление теплоносителя не превышает двух атмосфер. Если у вас стоят новые батареи, то смотрите в их паспорт. В современных теплообменниках требования к рабочему давлению выше, чем в советских образцах
Обращайте на это внимание
Нарушение циркуляции теплоносителя
Отдельно рассмотрим нарушение циркуляции теплоносителя из-за неправильной разводки труб и обвязки теплообменников, вследствие чего батареи холодные. В своем доме вы вольны выбирать метод разводки труб. Это может быть:
- двухтрубная система отопления;
- однотрубная система отопления.
Так повелось, что раньше многие отдавали предпочтение однотрубной системе отопления, она же «Ленинградка». Считалось, что она проще и дешевле, но на самом деле это не так. К тому же в этой схеме очень сложно регулировать температуру теплообменников по мере их отдаленности от котельной. Чем дальше от котла, тем больше секций должно быть. Поэтому не редкость, что не греет последняя батарея в частном доме. Теплоноситель течет по одной трубе. В такой схеме нет обратки.
Получается, вода попадает в теплообменник, остывает там и опять вовлекается в общий поток. Соответственно, после каждого радиатора общий поток становится холоднее. Перепад увеличивается по мере отдаления от нагревательного элемента. В итоге, к крайнему теплообменнику вода может прийти почти холодной.
В двухтрубной системе могут быть допущены ошибки в обвязке:
- неправильно установленная запорная арматура;
- неправильное подключение теплообменника (бывает три вида: сбоку, снизу, диагональное);
- неправильно подобран диаметр отводов.
Система отопления не сбалансирована
При малом количестве воды в системе не все радиаторы одинаково прогреваются. Проблема решается гидравлической балансировкой, которая обеспечит прохождение разного количества жидкости через каждый прибор. Настройку можно выполнить при наличии в системе перепускных и балансировочных клапанов, а также регуляторов расхода давления.
Если верх радиатора горячий, а низ холодный, применяют модульную балансировку. Для этого сеть делят на отдельные элементы (одна батарея, группа батарей, стояк и т. д.) и оснащают балансировочным вентилем. Это устройство позволяет индивидуально настроить каждый модуль.
Во время проведения ремонтных работ помните, что вода в системе горячая и находится под большим давлением. Если нет уверенности в собственных силах, вызывайте слесаря из обслуживающей организации.
Здравствуйте,у меня частный дом,отопление центральное,но в доме холодно, батареи нагреваются только до половины сверху,в чем причина?давление воды 4-5 температура 48-55градусов спасибо
Здравствуйте.
Начнём с того, что любая батарея в верхней зоне должна быть заметно теплее, это нормально. Но если нижняя часть радиаторов у вас совсем холодная, это указывает на неправильное функционирование системы отопления.
К сожалению, вы не сочли нужным указать в вопросе данные, необходимые для того, чтобы наши эксперты могли в полной мере оценить ситуацию. А именно:
- Какова схема подключения радиатора? Где расположены вход и выход теплоносителя, имеются ли байпасы?
- Установлены ли на входе и выходе в приборы отопления регулировочные устройства: термостаты, шаровые краны, вентили?
- Какая схема разводки применена в вашем доме: однотрубная, двухтрубная, комбинированная?
- Нижняя часть батарей была холодной всегда, став такой сразу после запуска системы отопления? Или проблема появилась в последнее время? Если да, то разница в нагреве верхней и нижней части батарей проявилась внезапно или это происходило постепенно?
- Каким образом выполнен вход тепловых магистралей в дом? Он прямой либо имеется теплообменник?
- Не вносили ли вы недавно какие-либо изменения в систему отопления? Если да, то какие?
Не зная ответов на эти вопросы, мы можем бесконечно гадать, почему не греют батареи, попадая пальцем в небо. Ведь причин неравномерного прогрева радиаторов может быть множество. Вот в общих чертах наиболее распространённые, возможно, что-то относится к вашей ситуации:
Система завоздушена. Три четверти жалоб на плохую работу отопления приходятся на эту причину.
Весьма желательно, чтобы развоздушивающие устройства были установлены не только в верхних точках системы отопления, но и на каждом радиаторе. Для чугунных батарей тоже существуют торцевые заглушки с резьбой под кран Маевского. Советуем почаще проверять наличие воздуха в системе и при необходимости его стравливать.
- Возможно, имеется перепад давления между подающей и обратной магистралью. Если на входе-выходе в дом установлены вентили, проверьте, не прикрыт ли обратный. Также он мог засориться. Перепад давления может создаваться и за пределами вашего дома.
- Неправильно подключены радиаторы. Если схема вертикальная или диагональная, подача должна быть расположена сверху.
Слева — оптимальная схема подключения радиатора. Теплоноситель, проходя по прибору отопления, неизбежно остывает, но отдаёт при этом максимум тепловой энергии. Справа — неправильное подключение, теплоноситель проходит по короткому пути и нагревается только верхняя часть батареи и одна боковая секция.
- Неправильно подобраны внутренние диаметры вентилей (если они есть) либо они прикрыты.
- Трубопроводы смонтированы с заужениями, засорились либо забились отложениями, накипью отдельные участки труб либо секции батарей.
Повторимся, причин может быть немало. Чтобы выявить реальную, нужно знать много больше того, что вы нам рассказали.
Балансировочный клапан
Дома находящиеся в частном владении, имеют наибольшее разнообразие систем обогрева. Нередки случаи двух-трех веточных конструкций. При этом, как и в вышеизложенных случаях, тенденция жидкости избирать кратчайшую дорогу естественным образом сохраняется. Самое длинное плечо может не иметь циркуляции вовсе либо весьма слабо выраженную. Теплоотдача такого звена будет такой же – малой, отсутствующей. Батарея будет не греть или греть плохо.
Для ликвидации ситуации потребуется установка балансировочного клапана, с целью уравнивания давления разных веток и равномерного обогрева.