Классификация по виду румпы
Если вы хотите знать, что такое изразцы, то должны ознакомиться с ГОСТ 3742-47, согласно которому регламентируется производство описываемых изделий. Классифицировать их можно еще и по виду румпы, которая может быть простой или с бортиком. В первом случае изделие обладает наклонным срезом, во втором бортик обеспечивает возможность крепежа более удобным и надежным способом за счет наличия соответствующих отверстий. Румпы могут иметь и более сложную конфигурацию, а также обладать несколькими камерами. Наиболее востребованным сегодня является глазурованный изразец с рисунком.
Технология производства изразцовой плитки
Заключение
Отделка изразцами печи в доме, это отличный способ совместить практичное с приятным – обогрев и декоративное украшение помещения.
Столь же обширна география представленных в коллекции изделий, среди которых изразцы Москвы, Ярославля, Устюга, Вологды, Калуги, Владимира и других известных центров, а также образцы европейской и восточной керамики.
В коллекцию входят древнейшие керамические глазурованные плитки, которые использовали в украшении сооружений Киевской Руси в Х–ХI веках; рельефные терракотовые плиты, которые в конце XV века пришли в Московской Руси на смену традиционной белокаменной резьбе; первые, так называемые «красные», печные изразцы – керамические плитки, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления, украшавшие печи с конца XVI века.
Плита терракотовая из декора церкви Ризоположения Московского Кремля
1485–1486 гг.
Изразец печной
Конец XVI – начало XVII вв.
Экспозиция «Вехи истории Коломенского»
в Передних воротах Государева двора в Коломенском
Основу музейной коллекции составили рельефные муравленые и полихромные изразцы XVII в. Они поступили в музей в конце периода 1920–1930 годов, когда повсеместно разрушались памятники церковной и светской архитектуры. Благодаря энтузиазму П.Д. Барановского и его сподвижников в фондах музея «Коломенское» удалось сохранить фрагменты изразцового декора многочисленных московских церквей и колоколен: Николая Чудотворца в Столпах (1669 г.), Николая Чудотворца Явленного на Арбате (нач. 1680-х г.), Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1688 г.), Козьмы и Демьяна в Садовниках (1689 г.), Троицы в Зубове (1680-е гг.) и других. Особое место среди образцов фасадной керамики занимают керамические панно с изображением Евангелистов, изготовленные московскими мастерами в конце XVII в.
Вторая половина XVII в. – поистине «золотой век» русского изразцового искусства, время появления и широкого распространения многоцветных изразцов в убранстве печей и фасадов зданий.
Изразец муравленый из декора церкви Троицы в Костроме
Московское производство,
Около 1650 г.
Экспозиция «Вехи истории Коломенского»
в Передних воротах Государева двора в Коломенском
Панно керамическое «Птица с фруктами», из декора колокольни церкви Козьмы и Демьяна в Садовниках в Москве
1689 г.
Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков»
в Атриуме Фондохранилища в Коломенском
Панно керамическое «Евангелист Лука» из декора собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря в Москве
Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков» в Атриуме Фондохранилища в Коломенском
Изразцовая печь из Михайловской церкви Немецкой слободы в Москве
1680-е гг.
Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском
Представленные в коллекции печные изразцы XVIII века, выполненные в технике росписи по эмали, пришедшие на смену древнерусским изделиям, отражают новое «живое принятие мира», перемену представления человека о своем месте в жизни.
Изразец печной гладкий расписной
Середина XVIII в.
Россия, Москва
Выдающееся произведение художника Михаила Врубеля – изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный в 1898 году, – свидетельство возвращения в конце XIX века русских художников к «искусству глины» и воплощение древнерусских традиций новым художественным языком.
Камин «Микула Селянинович и Вольга»
М. Врубель
1898 г.
Керамические изделия советского периода, в первую очередь экспериментальные плитки с портретами В.И. Ленина, И.В. Сталина, с образами рабочих и красноармейцев завершают тысячелетнюю историю русского изразца, представленную в собрании музея.
Плитка керамическая
Д. Ципирович
1928 г.
Москва, Институт Силикатов
В настоящее время фонд изразцов продолжает пополняться в основном за счет археологических находок на территории Москвы, а также отдельными изразцами или полными печными комплектами из старых московских домов.
Разновидности
Учитывая, что рассматриваемый декоративный элемент является продуктом ручной работы, то разновидностей его может быть огромное множество, ведь фантазия человека безграничная. Камины в интерьере украшают плитами с гладкой или рельефной поверхностью, окрашенные в один тон или расписанные несколькими цветами.
Наиболее распространенные виды лицевой стороны изразцов представлены следующим:
- Терракотовой плиткой с имитацией необработанной поверхности.
- Майоликовой плиткой с имитацией глазурной поверхности.
- Фаянсовой или фарфоровой плиткой, которая покрыта глазурью.
Красивая расписная печка
Если останавливать выбор на расписных изделиях, то нужно быть готовым к их высокой стоимости. В процессе изготовления мастера вручную наносят рисунки в самых востребованных стилях росписи, среди которых:
- голландский;
- суздальский;
- калужский.
Для создания общей целостной картины и удобства выбора, в магазинах представлены целые комплекты изразцов, которые включают в себя все необходимые элементы кладки:
- карнизы;
- цоколи;
- фасоны;
- углы;
- ряды.
Комплект для отделки
Благодаря их умелому сочетанию создается настоящий шедевр, полностью законченное и продуманное архитектурное творение, которым хочется наслаждаться как можно дольше. В зависимости от конструкции камина или печи выбор изразцов может быть расширенным или узким, поэтому еще до момента возведения целостной конструкции стоит все детально продумать.
Облицовка камина изразцами
При отделке отопительного прибора нужно заранее учесть, что рабочего раствора понадобится несколько больше, чем при укладке обычного кафеля. К тому же не стоит забывать и о массе изразцового декора. Такие расчеты необходимо произвести еще до того, как будет обустроено основание камина, оно должно выдерживать конкретную нагрузку
Кроме этого, при составлении проекта камина нужно брать во внимание и размеры изразцов, иначе за счет неучтенной толщины конструкция будет сильно отличаться
Качественная изразцовая плитка имеет яркий рисунок и четкий рельеф
Следует заблаговременно произвести сортировку изразцовой плитки. Поскольку она изготавливается вручную, то велика вероятность в отличии яркости и выраженности рисунка. Поэтому необходимо до начала облицовочных работ разложить на ровной поверхности блоки, отсортировать темные изделия от светлых. Если такие имеются, то темные изразцы рекомендуется укладывать на нижних рядах, а светлые – ближе к верху конструкции. Размеры отделочного материала также могут быть разными. В одном ряду должны находиться изразцы с одной высотой, длиной.
Если есть надобность, то изразцы можно при помощи болгарки подогнать под конкретный размер. Подойдут для этих целей и камнерезные станки, они дают возможность не только делать распил, но и охлаждать место разреза, вырезать изделия самой разнообразной формы. По завершении всех манипуляций по распилу кромку на изразцах нужно отшлифовать.
Отделка камина изразцами характеризуется трудоемкостью, требует особого внимания при укладке первого ряда. Алгоритм облицовки камина изразцами предусматривает выполнение следующих действий:
- Подготовить плитку. Разложить изразцы согласно узору и пронумеровать их. Чтобы не допустить вытягивания плиткой влаги из рабочего раствора, ее нужно замочить в воде.
- Заполнить румпу на ½ от общего объема раствором для повышения степени теплоотдачи. После этого вложить гравий либо гальку – они будут служить наполнителем. Все имеющееся свободное пространство заполнить раствором.
Важно! Для укладки изразцов хорошо использовать смесь из одной части глины, двух частей кварцевого песка и двух частей кирпича. После окончания этого этапа приступают к укладке перого ряда:. После окончания этого этапа приступают к укладке перого ряда:
После окончания этого этапа приступают к укладке перого ряда:
- Сначала устанавливаются угловые изразцы.
- Потом изразцами закрывают центр камина.
Во избежание сползания изразцов их нужно зафиксировать при помощи стального штыря. Для соединения горизонтальных и вертикальных плиток применяют скобы. По аналогичному принципу производят укладку остальных декоративных элементов.
Особенности изразцовой печи-камина
Для облицовки печей и каминов, мастера применяют изразцовую плитку одного производителя. Это связано с тем, что производители для изготовления применяют разную технологию. Разнообразие используемых технологий позволяют выпускать плитку разного размера и с разной румпой.
Изразцовые плитки для печей различаются по виду румпы:
- Наклонный срез;
- Наличие бортика;
- Наличие нескольких камер.
Для отделки печи можно использовать изразцовую плитку разного размера и с разной румпой
Для производства изразцовой плитки для облицовки печей, применяют только очищенную терракотовую глину, что делает этот материал совершенно безопасным для здоровья человека. В начале производства глину разминают и оставляют на некоторое время для отдыха. После, этой субстанцией заполняют гипсовые формы, которые прослушиваются. Высушенный изразец поддается обжиганию и покрывается глазурью.
Процесс изготовления плитки выполняется практически вручную, именно по этой причине материал имеет высокую стоимость. В основном изразцовая плитка для облицовки изготавливается на заказ и ее количество рассчитывается строго по размерам печи. Несмотря на то, что облицовка этим материалом – удовольствие не из дешёвых, это отличный способ совместить практичное с приятным.
Виды изразцов
В продаже изразцовая плитка представлена в широком ассортименте, разнообразие рисунков просто впечатляет. Изразцы имеют разное оформление румпы, на них может присутствовать художественная роспись. Такой уникальный декор для облицовки камина изготавливается либо без дополнительной обработки, либо имеет глазурованное покрытие.
В зависимости от сферы назначения материал выпускают для оформления стен, карнизов, цоколей, фасадов, углов зданий. Изразцовый декор производят либо по авторскому проекту, либо по стандартной технологии. Отличия имеются и по стилю росписи, и по стоимости.
Совет! Выбирать изразцы рекомендуется в соответствии с общим стилем помещения, чтобы все смотрелось гармонично.
Существует несколько вариантов росписи уникального декора — изразца:
- Ярославская. Такие орнаменты больше подходят для помещений, где необходимо добавить яркие, оригинальные элементы. На изразцах большой цветок с растительным орнаментом по краям. Из красок здесь применяют: белую, красную, зеленую. На поверхности керамики есть тонкий рельеф, который делает более выраженными контуры рисунка.
- Гжельская. Мотивы на изразцах в этом стиле выполнены с использованием темно-синей и белой краски. На блоках в основном изображают декоративные цветы, листья. Этот изысканный вариант росписи, графичный, лучше всего смотрится на кухне, в ванной комнате, на каминах, печах.
- Калужская. Изразцы отличаются прямоугольной вытянутой формой, рисунок находится в рамке, окрашен он в насыщенный цвет. Яркие растения эффектно смотрятся на белом фоне. Также есть изделия, в которых присутствуют пейзажи, здания, быт крестьян. Роспись на изразцах характеризуется как простая, для ее исполнения были выбраны пастельные оттенки.
- Муравленая. Для изображений в стиле минимализма задействованы зеленые цвета, преимущественно салатовый и изумрудный. В отличие от рисунков с выраженным обрамлением другие элементы оформлены в светлых и темных тонах. На декоре также содержатся эпизоды из крестьянской жизни, растения.
- Восточная. На изразцах отмечают довольно живописные узоры, которые находятся на синем, коричневом либо зеленом фоне с глазурованным покрытием. Для растительного орнамента применяют золотистые и бежевые оттенки. Кроме цветов на плитке могут быть изображены животные, всадники. Мелкие вспомогательные элементы выполняют при помощи тонкой кисти. Всего количество рабочих оттенков составляет 2-3.
- Голландская. Этот вариант оформления блоков выделяется гладкой поверхностью, никаких рельефных вставок здесь не используется. Декор имеет сложную роспись на белом фоне. В работе задействован голубой цвет, бежевый, терракотовый. На изразцах красиво смотрятся пейзажи, сцены из сельской жизни.
- Итальянская. Облицовочный материал выполнен в простом формате, рисунки довольно понятные, нет сложности в их восприятии. Цветочные узоры оформлены при помощи оранжевого, зеленого, кирпичного и желтого цвета.
По конфигурации плитки могут иметь бортики для удобства монтажа, ячейки, наклонный срез. Выпускают блоки квадратной (100×100, 200×200, 220×220 мм), прямоугольной (205×130 мм), многоугольной и округлой формы. Размеры изразцов регламентированы ГОСТ 3742-47. Параметры толщины составляют 45-50 мм. Если изразцы изготавливают по авторскому проекту, то размеры могут изменяться.
Лицевая сторона керамики может иметь рельефную поверхность, либо гладкую. Для изготовления фактурных картин применяется однотонная роспись или многокомпонентная. По типу поверхности изразцовая плитка делится на матовые и глянцевые виды.
Особой популярностью пользуются изразцы со старенной поверхностью, имеющие отделку позолотой, гравировку.
Основные разновидности и их назначение
Изразцы для камина можно классифицировать по нескольким признакам, например по форме. Такие элементы укладываются целыми, в противном случае уникальные свойства аккумуляции тепла будут снижены. С точки зрения формы можно выделить три основных элемента:
- плоские;
- угловые;
- фасонные.
Плоские являются фронтальными, они используются для облицовки ровных поверхностей, тогда как угловые – для соответствующих частей отопительного прибора. С помощью фасонных элементов можно облицевать выступающие части по типу карнизов и выделить зоны. Фасонные изразцы используются в качестве декора. Разнообразие форм изделий не ограничивается стандартными элементами, ведь существует множество вариантов.
Качества изразцов — дизайн
Изразцовые печи сохранились и до нашего времени, сейчас их можно увидеть в княжих теремах в Ростове, в Большом дворце Санкт-Петербурга и Пушкина. Дизайнерское решение было разнообразным:
- узоры, состоящие из цветов и листьев;
- орнаменты, которые присущи той или иной области;
- рельефный узор;
- сюжеты из сказок.
Со временем производство печей прекратилось, жизнь человека стала экономичней и проще. На смену печам пришли современные отопительные приборы.
Короб камина отделан изразцами с нежным, неброским рисунком. Современные умельцы делают камины из изразцов различного дизайна. Все зависит только от фантазии заказчика.
В небольшой гостиной взгляд притягивает массивный изразцовый камин темно-зеленого цвета.
Изразцовый камин становится кульминацией дизайнерского проекта для кухни.
Сейчас такие печи не просто редкость, а уникальность, но появились изразцовые камины. Их устанавливают в коттеджах, загородных домах, как дополнение к декору помещения. Дизайн изразцовых каминов очень отличается от далекого прошлого. Он стал проще, без сложных узоров. Изразец стало изготавливать намного легче, и количество выбора возросло в несколько раз. По своей стоимости они доступны практически каждому желающему установить печи и камины.
Изразцовые камины изящно смотрятся в современном интерьере, особенно, в стиле кантри, барокко, ампир и модерн.
Изразцы для камина
Особенность камина в том, что большинство его поверхностей прогревается не настолько сильно, чтобы испытывать на прочность отделочные материалы. Поэтому камины гораздо проще, чем печи обложить изразцами уже после того, как отопительный прибор закончен.
Крепить можно изразцы без румпы на специальные печные составы, клеи и даже на цементный раствор.
Цементный раствор быстро даёт усадку, чтобы сделать его более эластичным, в замес можно добавить щепотку обычного стирального порошка.
Камин чаще всего расценивается как предмет эстетики и декора помещения, поэтому его вид должен быть соответствующим. Облицовка камина своими руками – пошаговая техника отделки поверхности, читайте далее.
Схему порядовки печи шведки своими руками вы найдете тут.
Печное отопление с водяным контуром требуется, когда помещение большое и простой печи не хватает на обогрев всего дома. Здесь https://microklimat.pro/sistemy-otopleniya/montazh-sistem-otopleniya/pechnoe-otoplenie-s-vodyanym-konturom.html вы узнаете, как устроена данная система, в чем ее преимущества и недостатки.
Виды изразцов и стили интерьера
Производители устанавливают свои уникальные размеры и имеют свой цветовой и скульптурный дизайн изразцов, но типизация все же имеется: стеновые, угловые и карнизные элементы. практически все производители выпускают как гладкие изразцы, так и рельефные, угловые, бордюрные, вставки и накрывные полки. Для обрамления топок имеются угловые изразцы. Кроме того, конструкции печей и каминов требуют карнизных прямых и угловых деталей, и сквозных решеток – все это также имеется в ассортименте. Предпочтителен индивидуальный заказ, поскольку изразцы конструктивно связаны с печью, и размеры и конфигурация печи или камина определяют комплектацию изразцовых изделий. Тем не менее, разрабатываются размерные сетки, дающие возможность выполнять наборы изразцов для габаритных отопительных агрегатов, с минимальной потребностью в нестандартных изделиях. Эти разработки обусловлены отчасти необходимостью в «удержании» очень высоких цен и привлечении потребителей.
Размеры изразцов варьируются даже у одного производителя в довольно широком диапазоне – от 50 мм до 500 мм. Веса соответственно разные – классический изразец с высоким румпом 25 мм и размером 220*250 мм весит около 2 кг.
Глазурь может быть глянцевая, матовая и полуматовая. Выбор определяется и личным вкусом, и требованиями конкретного интерьера. Глянец изразцовой печи создает особые эффекты, очень зависящие от расположения печи в помещении относительно окон. Изразцовая печь с глянцевой поверхностью при дневном освещении очень сильно бликует – это обязательно учитывают при разработке дизайна.
Интерьерные стили, гармонирующие с изразцовыми печами и каминами – с трудом поддаются перечислению, а классификация просто теряется. «Базовые» стили – классические, современная готика, модерн и барочные. О русском стиле, кантри и шале можно не упоминать – они по определению в одном стилевом потоке с изразцовыми печами. Диапазон огромен: викторианские стили и прованс, ампир и неоренессанс, с одной стороны, и ар деко, хай тек, минимализм и эко-стили – на другом полюсе. И все это возможно и органично сочетается с изразцовым отопительным агрегатом.
Немалую роль тут сыграли и современные технологии, дополняющие ручное производство изразцов. Ручное литье теперь дает неплохую геометрию, и многие производители регламентируют линейную погрешность по сторонам изделия всего в 0,5 мм. Подгонка таких изделий практически не нужна. Это не только сокращает трудозатраты на монтаж, но и дает возможности расширения стилевых решений – ведь минималистские стили и хай тек по определению геометрически линейны и точны. Высокие рельефы – около 10 мм от оснований плиток – еще больше расширяют возможности декора, особенно в сочетании с новыми приемами и техниками художественной росписи.
Безопасная эксплуатация – один из основных критериев выбора облицовки не только для банной печи, но и для камина и печи с лежанкой.
Производители изразцов предлагают как готовые наборы, так и работы по специальным заказам, в соответствии с интерьерным оформлением помещения, в котором будет возводиться изразцовая печь или камин.
Изразцовый отопительный агрегат требует особого ухода за поверхностью, хотя и довольно простого:
- Первую топку печи или камина проводят не раньше, чем агрегат будет полностью просушен – здесь следует строго соблюдать рекомендации мастера.
- Мыть глазурованные поверхности следует мягкими средствами, без абразивных компонентов, можно использовать бытовые моющие средства для мытья посуды и окон.
- Инструменты для мытья и чистки изразцов – мягкая щетка с натуральной или искусственной щетиной, губка.
Глазурованная поверхность исключительно прочна – но возможны хрупкие разрушения как по массиву материала, так и скол или повреждение глазури при сильном прямом ударе по изразцу металлическим или другим твердым предметом. Изразцы следует беречь – ведь заменить изразец, конструктивно скрепленный с наружной стенкой печи, даже при наличии резерва – очень непростое и затратное дело.
Как сделать изразцы самостоятельно?
Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.
Заготовка глины
Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.
Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.
Рисунок 4. Заготовка глины
Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.
Изготовление формы
Рисунок 5. Раскатывание заготовки
Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:
- из куска глины раскатывают лепёшку;
- острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
- лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.
Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.
Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.
Формовка и обжиг изразцов
Рисунок 6. Формовка плитки
Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.
С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.
Рисунок 7. Процесс формования изделия
*Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать можно только тогда, когда они полностью остынут.
Роспись плитки
Рисунок 8. Роспись изразца
На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:
- холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
- роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
- плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
- плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.
Процесс глазуровки
Рисунок 9. Готовые глазурованные плитки
*Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:
- готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
- в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
- просушивают керамику;
- повторно обжигают.
При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.
Рисунок 10. Печка, облицованная термоинертной керамикой