Что нужно для устройства дизельного отопления
В первую очередь, разумеется, сам дизельный котел. Чем большую площадь нужно обогреть, тем он нужен мощнее.
Котлы выпускают двух видов:
- только для отопления;
- для отопления и горячего водоснабжения, или двухконтурные.
Воды нагреваемой двухконтурным котлом вполне хватает на повседневные бытовые нужды. Кроме разве душевой кабины. За её расходом воды котел не успевает. Впрочем, если не делать сильный напор, можно и душ принять. Все остальное — принять ванну, помыть посуду, почистить зубы, умыться — проблем нет.
Единственно в теплое время, для подогрева воды приходится запускать весь котел, что неудобно, поэтому двухконтурный котёл все равно дополняют отдельным водонагревателем.
Из практики: сочетание двухконтурный котел плюс бойлер конечно дороже, чем бойлер и котел одноконтурный. Однако в эксплуатации первый вариант заметно удобнее. А за счет меньшей нагрузки на бойлер, в конце концов, оказывается и более выгодным.
Еще одно необходимое устройство — емкость для топлива. Их объем подбирают в зависимости от расхода топлива.
Емкость для хранения диз. топлива — не просто бак, а целый комплекс устройств обеспечивающих хранение и подачу топлива. Есть и упрощённые варианты.
Емкость под горючее не просто пластиковый или стальной бак. Она оборудуется перечнем вспомогательных приспособлений. Из них наиболее важны:
- «дыхательный» клапан предназначен для компенсации давления внутри емкости;
- прибор для определения степени запаса горючего;
- устройство для забора топлива;
- сливной кран для периодической очистки емкости от осадка.
Рекомендую: Как сделать водяное радиаторное отопление в доме
Лучшие двухконтурные дизельные котлы
Двухконтурные котлы характеризуются полной автоматизацией, независимо от традиционных видов топлива. Чтобы установить такую систему, не нужно дополнительно согласовывать действия с центральной газовой магистралью, которая стоит в среднем до 70 тысяч рублей. Устройство одновременно рассчитывается на подачу горячей воды и отопления, работает за счет энергии. Его одновременная работа экономит электричество, поставляя тепло и горячую воду в одно помещение. При сравнении оценивалось 7 номинантов, из них было отобрано 3 модели. Они гарантируют экономный расход, высокое качество, повышенное тепло.
Kiturami Turbo 13R
Устройство используется для обогрева промышленных и частных помещений, куда одновременно требуется поступление горячей воды и тепла. Мощность позволяет отапливать большую площадь, экономя электроэнергию. Модель сделана из качественной стали, которая в процессе эксплуатации не теряет своих свойств, не деформирует внешний вид. Имеется циркуляционный насос для системы отопления, само устройство регулируется с помощью пульта управления, который позволяет выставить оптимальный градус температуры воздуха и воды.
Достоинства
- Быстро работает;
- Хорошо нагревает;
- Экономный расход;
- Высокая мощность;
- Доступная цена.
Недостатки
Может создавать шум.
Navien LFA 13K
Большой котел используется для отопления и снабжения горячей водой площадь до 170 км. м. Он имеет вместительные габариты, размещается на полу, мощность теплового потребления составляет 17 кВт. Он имеет закрытый тип камеры сгорания, работает за счет электронного управления. Теплообменник сделан из нержавеющей стали, в комплекте идет пульт ДУ и термометр. Двухконтурная конструкция имеет современный дизайн, доступную цену и высокую эффективность. Слабой стороной устройства считается быстрое остывание при отключении, а также возможность использования только дизельного топлива.
Достоинства
- Хорошо отапливает;
- Быстро нагревает большой дом;
- Высокая мощность;
- Доступная цена;
- Напольная конструкция.
Недостатки
Работает только за счет дизельного топлива.
По отзывам видно, что дизельный котел быстро отапливает большую площадь дома, не выделяет неприятного запаха, сделан из прочного материала. Чтобы сохранить тепло в доме, устройство должно работать круглосуточно.
ACV Delta Pro S 25 26 кВт
Комбинированный двухконтурный прибор, который работает на максимальной тепловой мощности – 26 кВт, что предостаточно для отопления больших домов. Он имеет электронное управление, размещается на полу, характеризуется небольшими габаритами. Конструкция работает бесперебойно, она не требует частой замены запчастей или вызова мастера. Сделана из нержавеющей стали, характеризуется долговечностью, практичностью, безопасностью для человека. Прибор работает не только за счет дизельного топлива, он принимает еще сжиженный и природный газ. Максимальная температура теплоносителя составляет 90 градусов.
Достоинства
- Хорошая мощность;
- Не вызывает неприятного запаха гари;
- Работает бесперебойно;
- Высокая температура воды;
- Экономный.
Недостатки
Не обнаружено.
Отзывы показывают, что прибор быстро отапливает большую площадь дома, а также поставляет горячую воду. Он работает за счет электричества, но относится к экономичным устройствам.
Как рассчитать среднесуточный расход дизтоплива в котле
Простой расчет потребления топлива, выполняют по формуле, 1 кг топлива = 10 кВт. Получается, что для получения тепловой энергии в 10 кВт (достаточной для отопления жилого здания на 100 м²), надо затратить 1 кг солярки. Среднесуточное количество топлива, потребляемое дизельным котлом, соответственно составит 24 кг.
Удельная норма расхода в профессиональных условиях, высчитывается, в зависимости от мощности горелочного устройства. Формула расчета: 0,1 × производительность горелки. Вычисления затрат выполняют на весь отопительный сезон.
Делают это следующим образом:
- В течение часа, 10 кВт котел тратит 1 кг дизтоплива.
За сутки расходуется 24 кг.
Средний отопительный сезон длится 100 дней, при этом, половину времени, котел будет работать на 50% мощности. В результате вычислений, получается фактический расход, равный 5000 литров топлива за год.
Удельная норма расхода, может незначительно меняться, в зависимости от погодных условий. По формуле высчитываются приблизительные затраты, поэтому, небольшие расхождения нормальны.
Вызывает настороженность, когда разница в потреблении топлива увеличивается свыше 20%. Если минимальный расход для 10 кВт агрегата стал 1,25-1,5 л/час, проводят анализ системы отопления, с целью найти причину увеличенных затрат.
Как снизить расход солярки в дизельном котле
Расход дизельного топлива отопительного котла, зависит от многих факторов. Понимание причин энергозатрат и их устранение, это ключ к снижению объема сжигаемого топлива.
Уменьшить расход дизельного топлива в котле, можно следующими способами:
- Отрегулировать горелку – чаще всего, проблемы возникают, когда монтажные работы выполняются самостоятельно, либо с привлечением неквалифицированных специалистов. Для регулировки большинства видов горелок, потребуется специальное программное обеспечение. Работы сокращают топливные затраты на 10%.
Установка комнатных термодатчиков и погодозависимой автоматики. Контроль над работой котла посредством микропроцессорной автоматики, подключенной к датчикам, устанавливаемым в комнатах жилого дома и на улице, уменьшает объем сжигаемого дизтоплива еще на 10-15%.Контроллер учитывает фактические потребности помещения в тепле и температуру окружающей среды, и подбирает оптимальную мощность работы горелочного устройства. Погодозависимая автоматика, нивелирует влияние температуры на расход топлива.
Устранить ошибки, допущенные во время монтажа. Емкости с дизтопливом и насос, хорошо утепляют. Монтаж хранилища осуществляют исключительно в отапливаемом помещении.Если принято решение об обустройстве подземных хранилищ, емкости обязательно закапывают ниже уровня промерзания грунта. Топливопровод и трубу системы отопления (если проходит по улице или в грунте), хорошо утепляют.
Подобрать теплогенератор, равноценный отапливаемой площади здания. Зависимость мощности и энергозатрат, особенно очевидна, если представить следующее соотношение. Для отопления 200 м² площади, потребуется уже 48 кг дизтоплива, но, при обогреве меньшего помещения (100 м²), будет наблюдать существенный перерасход, не менее 15%.
Подбор теплогенератора, его монтаж и настройку, доверяют квалифицированным специалистам. Только так, гарантированно обеспечивается экономичное сжигание дизтоплива.
Расход топлива дизельных котлов
Спектр возможностей по организации отопления в частном доме на данный момент достаточно широк. В ситуации, когда установка электрооборудования не подкреплена финансовыми возможностями и поблизости отсутствует газопровод, на помощь приходит тихий и эффективный дизельный котел (иногда называемый масляным). Современные агрегаты имеют габариты стиральной машины, что позволяет устанавливать практически в любом месте, где можно провести дымоход.
Также доступны водонепроницаемые версии, которые могут быть установлены на открытом воздухе.Еще одна часть комплекта, при сборке такой системы отопления – это топливный бак. Он должен быть расположен снаружи на бетонном фундаменте и иметь доступность для легкой дозаправки. Стандартный бак вмещает 500-1000 литров топлива и обычно заправляется один-два раза в год.С точки зрения затрат, дизельные котлы довольно доступны, хотя их установка по-прежнему в два или три раза дороже газового, учитывая стоимость топливного бака. Эксплуатационные же расходы дешевле, чем издержки на электричество.
Плюсы:
- Доступный для установки
- Тихий, не требующий обслуживания и эффективный
- Не теряет эффективности и производительности в холодную погоду
Минусы:
- Топливо дороже, чем газ или тепловой насос
- Требуется установка бака для дизельного топлива
Преимущества и недостатки
При установке дизельного котла не нужно получать специальное разрешение, как в случае с газовым оборудованием. Кроме того, дизельный котел имеет высокий КПД. Как отмечалось выше, этот коэффициент достигает уровня 95-98% в зависимости от марки и модели устройства.
Выбор оборудования по мощности очень широк, и в ассортименте можно найти технику, подходящую для отопления как малых, так и больших пространств.
Минусы в особенностях
При установке жидкотопливного оборудования нужно придерживаться определенных рекомендаций: отвести под котел помещение с высотой потолков не меньше 2,5 метров и заглубить резервуар с запасом горючего в землю. Если владелец частного дома хочет монтировать агрегат в подвале, то это возможно при условии, что оттуда имеется отдельный выход на улицу. При переоборудовании дизельного котла в газовый необходимо получить соответствующее разрешение.
Оборудование, работающее на жидком топливе, производит много шума. Устанавливать технику лучше в помещениях с хорошей звукоизоляцией. Также от агрегата может исходить неприятный запах, поэтому технику рекомендуется держать подальше от жилых комнат. Другие виды котлов, за исключением газовых, менее «привередливы» к месту расположения и условиям работы. Особенно отличилось электрическое оборудование: его можно применять для обогрева не только загородного дома, но и жилой квартиры.
Технические характеристики
Эксплуатационные характеристики, габариты и параметры котлов серии Турбо представлены ниже в таблице. Наглядно видно, что серия напольных дизельных котлов охватывает диапазон мощности от 10 до 35 кВт, чего вполне достаточно для отопления домов до 250-275 метров квадратных. Часть тепла уйдет на подготовку горячей воды, что обязательно следует учесть в расчетах.
Все котлы Кутурами двухконтурные и теплообменники, к слову сказать, идеально спроектированы именно под эти задачи.
Модель котла | Ед. изм | TURBO-9R | TURBO-13R | TURBO-17R | TURBO-21R | TURBO-30R | |
Мощность | ккал/час | 9000 | 13000 | 17000 | 21000 | 30000 | |
Мощность | кВт | 10,5 | 15,1 | 19,8 | 24,4 | 34,9 | |
Расход топлива | литр/час | 1,13÷1,5 | 1,6÷1,97 | 1,87÷2,15 | 2,28÷2,80 | 3,75÷4,30 | |
КПД | % | 92 | 92 | 92.2 | 92.4 | 91.8 | |
Расход ГВС | Δt=25ºC | 6,0 | 9,7 | 11,3 | 14,0 | 23,3 | |
Δt=40ºC | 3,8 | 6,1 | 7,1 | 8,7 | 14,6 | ||
Подача и обратка отопления | мм | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | |
Вход/Выход горячей воды | мм | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | |
Диаметр дымохода | мм | 80 | |||||
Электропитание | В/Гц | 220/50(60) | |||||
Энергопотребляющая мощность | Вт | 80 | 160 | ||||
Внешний размер | ш×д×в | 325×600×835 | 365×650×930 | ||||
Вес | кг | 60 | 79 | 85 | 85 | 85 |
Расход топлива
Расход топлива указан в таблице с техническими требованиями. Однако следует помнить, что фактический расход зависит от индивидуальных настроек. Под фактическую мощность, необходимую для отопления дома, подбирается соответствующая форсунка из набора, предложенного производителем.
Задается тепловая мощность, расход топлива и режим горения топлива.Параметр, указанный в таблице отображает заводские предустановки, достаточные для обеспечения должной производительности при условии использовании только качественного топлива, чаще имеется в виду дизельное топливо уже с зимними присадками, не позволяющими ему сгущаться, или выделяться парафину сверх нормы.
В реальной ситуации для модели котла мощностью до 15 кВт можно ожидать расхода топлива на уровне 8 литров в сутки с учетом периодичности работы горелки и оптимального температурного режима в доме. Однако и это не предел.
Правильный подход к выбору режима отопления, а также установка контроллера с переменным температурным режимом, например в зависимости от времени суток и дня недели, способны снизить расход еще больше.
Дымоход
Котлы Кутурами, газовые, дизельные, напольные или настенные в большей части комплектуются закрытой камерой сгорания и, соответственно, принудительной системой отвода отработанных газов. Не исключение и серия Turbo, которую мы в данный момент рассматриваем.
Схема установки дымохода
Дымоход для котлов используется коаксиальный для одновременной подачи свежего воздуха с улицы и отведения отработанных газов. Так как температура выхлопа после прохождения теплообменников уже не велика, снижаются требования к термостойкости дымохода, расширяется список допустимых материалов.
В лучшем случае все равно используется стальной коаксиальный дымоход, однако в том же качестве может эффективно использоваться керамический вертикальный дымоход с группой внутренних раздельных каналов для подачи воздуха, отведения газов из камеры сгорания и вентиляции котельной.
Размер дымохода строго указан в спецификации котла и инструкции по эксплуатации. Для всей серии Turbo это 80 мм.
Можно при желании сделать дымоход немного большего диаметра, но не более 50% сверх указанного значения, то есть до 120 мм.
Снижать размер и сечение ни в коем случае нельзя. Даже при том, что отвод продуктов горения принудительный, сопротивление дымохода сильно скажется на режиме горения и качестве прогорания топлива.
Заводские и реальные нормы расхода топлива
Согласно заводским нормам, расход бензина ГАЗ 52 12 (а это самая популярная модификация) должен составлять 24 литра на 100 км пробега. Такой показатель является контрольным замером, его получили при скорости автомобиля 40 км/час на прямой дороге, без нагрузки. При этом дорога должна быть сухая, а машина двигаться на прямой передаче и без ускорения.
В реальности же все совершенно не так. На модели 53 12 устанавливается карбюраторный 8-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 4,25 л, а с такими данными экономии топлива добиться трудно.
Так выглядит бензиновый двигатель для ГАЗ 53 Когда создавался грузовой автомобиль, в Советском Союзе был практически дармовой бензин, и об экономии топлива никто даже не задумывался. Сейчас времена изменились, и норма потребления горючего стала актуальной темой.
Причины повышенного расхода дизельного топлива
При щелях в стенах, окнах и т.д. трудно будет обогреть мощным котлом даже маленький сарай. Поэтому перед приобретением оборудования позаботьтесь о хорошей теплоизоляции дома.
Щели в окнах могут быть причиной повышенного расхода топлива.
Многие потребители при расчетах забывают о подвалах, гаражах, погребах. Чтобы оттуда не шел холод, эти помещения тоже нужно прогревать. А для этого понадобится дополнительное топливо. Необходимо производить вычисления, включая все эти объекты
Одна из естественных причин повышенного расхода – увеличение вязкости ГСМ при снижении внешней температуры (например, если горючее хранится в холодном помещении).
Дизельный котел отопления для дома — реальный расход топлива
Если вы, коллеги, выбираете дизельный котел отопления для частного дома, расход топлива для вас – самая важная величина в характеристиках вашего теплогенератора.
Почему? Потому что при тех ценах на солярку, что сейчас мы с вами наблюдаем, стоимость самого агрегата ни в какое сравнение не идет с затратами на собственно топливо.
Сколько реально солярки потребляют отопительные котлы для частного дома на дизельном топливе? Как можно снизить расход солярки на отопление?
Об этом, собственно, сегодня и поговорим. Смотрите все мои умозаключения ниже.
Паспортный и реальный расход топлива дизельным котлом
Итак, вы решили поставить котел для отопления частного дома на дизельном топливе и, для начала, хотите узнать, сколько дизтоплива он будет потреблять.
Почему вы решили использовать теплогенератор именно на дизтопливе, сейчас для нас абсолютно неважно.Гораздо важнее понять, сколько ваших собственных кровных рубле вы заплатите за обогрев жилья. Каждый производитель теплового оборудования в характеристиках своих товаров указывает, сколько они потребляют топлива за определенный промежуток времени
Каждый производитель теплового оборудования в характеристиках своих товаров указывает, сколько они потребляют топлива за определенный промежуток времени
Каждый производитель теплового оборудования в характеристиках своих товаров указывает, сколько они потребляют топлива за определенный промежуток времени.
Если мы берем отопительные котлы на газу и солярке, то здесь принято обозначать их расход в литрах, килограммах или кубометрах в час.
В итоге мы смотрим в паспорт и видим для котлов на магистральном газе — м3 в час, на сжиженном газе – кг в час, а на солярке – литров или кг в час.
Почему для ДТ котлов у нас и литры и килограммы? Потому что. Если вы будете покупать солярку на заправке, то вам отпустят по литражу. А если вы будете закупать дизтопливо в оптовой компании, то вам отпустят 1-2-3 тонны, то есть отмерят ее на вес.
Солярка легче воды, а значит, в 1 литре дизтоплива вы получите меньше 1 килограмма. Будьте внимательны.
Ок, поехали дальше. Смотрим на разные показатели по мощности жидкотопливных котлов и их расход.
Получается, что производитель заявляет расход дизтоплива котлом примерно 0,08 кг (это около 100 мл) солярки на 1 кВт в час.
То есть, котел мощностью 20 кВт в течение часа расходует 2 литра или 1,6 кг солярки.
При оптовой цене 35000 рублей за 1 тонну дизтоплива получим, что за час ваш котелок«съест» примерно 3 рубля на каждый киловатт и при этом обогреет примерно 10 квадратных метров площади вашего хорошо утепленного дома.
Умножаете 3 рубля на мощность вашего котла в киловаттах и получаете стоимость работы вашего котла в час.
Расход дизтоплива котлом за сутки и за месяц
Картина, как будто бы безрадостная. Котел мощностью 20 кВт съедает в час почти 60 рублей из ваших кровно заработанных.
Однако, теплогенератор не работает все время. При разных погодных условиях автоматика котла, которая настроена на поддержание температуры теплоносителя в СО или на температуру воздуха в помещениях будет останавливать подачу солярки в горелку.
А затем снова, при необходимости, возобновлять. Будет происходить так называемое тактование котла – работа в режиме старт-стоп.
В самые сильные морозы ваш котел на дизельном топливе может работать непрерывно. И вот именно в этот момент, чтобы узнать расход солярки, нужно будет часовой расход умножать на 24 часа.
В любые прочие дни надо учитывать перерывы в работе агрегата и делать поправку на температуру наружного воздуха.
В результате чего, можно вывести усредненный расход для каждого котелка за сезон, как показано на примере корейских котлов Kiturami в таблице ниже.
Как снизить расход солярки на отопление дома
Но очень быстро стоимость солярки подтянули к стоимости бензина, и теперь она стоит дороже, чем 95-й бензин.
В итоге мне пришлось думать над тем, как снизить расход солярки на отопление дома.
Во-первых, я стал больше подтапливать дом дровяным котлом днем, когда я мог себе это позволить. ТТ котелок стоял в параллели с ДТ, и таким образом расход дизтоплива становился заметно ниже.
Во-вторых, я стал «искать блох» в утеплении своего жилья. И их нашлось немало. Когда у вас дешевое топливо, вы не думаете об этом.
А вот когда отопление становится чрезмерно дорогим, вы начинаете смотреть по другому на щели в окнах, на неиспользуемое тепло от удаляемого через вентиляцию теплого воздуха и на продувание входных дверей.
В итоге, были заменены окна в доме, был установлен рекуператор и построен внешний тамбур к входным дверям.
Смотрю сейчас на расход топлива после этих мероприятий и вижу, что мне удалось сократить потребление солярки почти в 2 раза.
Топ 5 лучших дизельных котлов
На конец 2018 г наибольшим спросом пользовались следующие модели дизельных отопительных агрегатов для частного дома:
ACV mini
Устройство отличается компактностью и экономичностью. Подсоединение к бойлеру позволяет обеспечить эффективную подачу горячей воды, а простота обслуживания и надежность обеспечили установке широкую популярность. Модель оснащена термостатом, термоманометром и двухрежимным регулятором зима – лето, позволяющим снизить расход топлива. Дверца камеры сжигания съемная, что существенно упрощает техническое обслуживание установки, а качественная теплоизоляция минеральной ватой снижает теплопотери.
Технические характеристики:
Параметры | Единицы измерения | Значение |
Габаритные размеры | мм | 575х375х500 |
Масса | кг | 65 |
Диаметр дымоотвода | мм | 80 |
Площадь обогрева | м2 | 150 |
Тепловая мощность | кВт | 16 |
Рабочий объем | л | 17 |
Цена | Тыс. руб. | 46 |
De Dietrich GT 123
Агрегат отличается высокой производительностью и высокой температурой теплоносителя. Дизельный котел укомплектован трехходовой системой вывода отработанных газов, турбулизатором и асимметричными каналами, расположенными горизонтально, что позволяет повысить эффективность вывода продуктов горения.
Технические характеристики:
Параметры | Единицы измерения | Значение |
Габаритные размеры | мм | 840х575х1065 |
Масса | кг | 135 |
Рабочий объем | л | 19 |
Тепловая мощность | кВт | 21 |
Диаметр дымоотвода | мм | 125 |
Обогреваемая площадь | м2 | 190 |
Цена | Тыс. руб. | 72 |
Buderus Ljgano G125-40 SE
Установка чрезвычайно требовательна к качеству дизельного топлива, используемое горючее должно соответствовать европейским стандартам, в частности DIN 51-630. В качестве дополнительной комплектации может быть предоставлен фирменный бойлер.
Аппарат отличает высокая прочность и надежность в работе, а также простотой и удобством управления и настройки. Предусмотрено подключение к различным системам вывода отработанных газов. Помимо этого, значительно снижен уровень шума в процессе работы.
Технические характеристики:
Параметры | Единицы измерения | Значение |
Габаритные размеры | мм | 915х605х1125 |
Диаметр дымоотвода | мм | 130 |
Номинальная мощность | кВт | 40 |
Способ монтажа | Напольный | |
Теплообменник | Чугунный | |
Тип камеры сжигания | Открытый | |
Цена | Тыс. руб. | 122 |
Kiturami Turbo HIFIN – 17
Установка представляет собой двухконтурный жидкотопливный отопительный котел, обеспечивающий эффективный обогрев помещения 190 м2 и монтаж контура ГВС. Агрегат оснащен раздельными теплообменниками.
Технические характеристики:
Параметры | Единицы измерения | Значение |
Габариты | мм | 705х330х605 |
Вес | кг | 40 |
КПД | % | 89,7 |
Диаметр дымоотвода | мм | 80 |
Номинальная мощность | кВт | 19,9 |
Потребление горючего | кг/ч | 2,15 |
Цена | Тыс. руб. | 34 |
Navien LST 21K
Экономичная отопительная установка, предназначенная для обогрева жилого помещения до 210 м2 и обеспечения ГВС. Устройство отличается высокой производительностью и надежностью, однако электронная система управления очень чувствительна к перепадам напряжения, при установке рекомендуется подсоединение к сети через стабилизирующее устройство.
Технические характеристики:
Параметры | Единицы измерения | Значение |
Габаритные размеры | мм | 754х320х520 |
Масса | кг | 51 |
КПД | % | 90 |
Диаметр дымохода | мм | 75 |
Тепловая мощность | кВт | 21 |
Расход горючего | кг/ч | 2,52 |
Цена | Тыс. руб. | 34 |
Помимо официальных данных рейтингов, составленных на основании данных предоставленных отделами сбыта различных торговых представительств, при выборе котла для организации дизельного отопления в доме, не лишним будет ознакомиться с отзывами владельцев подобного оборудования.
Устройство и принцип работы
Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.
Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.
Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:
Дизельный котел – довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации – иначе дорогостоящего ремонта не избежать.
- Топливный насос подает горючее в горелку;
- Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
- Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
- В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.
Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.
Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.
Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:
- Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
- Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
- Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
- Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.
Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.
Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.
Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.
Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.
Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.
В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.
Факторы, влияющие на расход топлива дизельных котлов
При выборе отопительного оборудования следует помнить, что в показателях, которыми характеризуется дизельный котел, расход топлива является хотя и важной, но не определяющей характеристикой эффективности системы теплоснабжения дома. Жидкотопливные котлы состоят из следующих основных агрегатов:
- корпуса котла со стальным или чугунным теплообменником;
- горелки с насосом подачи топлива;
- системы автономного отопления;
- емкости для хранения солярки.
Котлы с чугунными теплообменниками имеют мощность от 16 до 1000 кВт, поэтому если ее не хватает для отопления коттеджа большой площади, то придется выбрать стальной теплообменник, позволяющий достичь мощности 30000 кВт, однако при его эксплуатации необходимо поддерживать постоянную температуру теплоносителя не ниже +60ºС, иначе интенсивный процесс коррозии быстро выведет стальные стенки теплообменника из строя. Такая особенность приводит к повышенному расходу топлива дизельного котла, а также к постоянно высокой температуре в помещениях. Чугунные теплообменники, в отличие от стальных, служат до 50 лет, однако только при условии нормальной эксплуатации: без резких температурных перепадов и при использовании качественного теплоносителя.
Экономическая эффективность системы автономного отопления во многом зависит от характеристик горелки, в задачи которой входит подготовка воздушно-топливной смеси и ее сжигание. Одним из главных показателей горелки, влияющим на экономичность работы всей системы отопления в целом, является способ регулирования ее мощности. Сейчас торговая сеть предлагает:
- недорогие одноступенчатые горелки, работающие только в максимальном режиме – 100% (регулирование температуры производится посредством отключения горелки);
- двухступенчатые — могут работать в двух режимах мощности – 40% и 100%;
- плавно-двухступенчатые — с плавным регулированием мощности в пределах от 40% до 100%;
- модулируемые — способные плавно изменять мощность в пределах от 10% до 100%, что дает возможность корректировать температурный режим системы отопления в зависимости от погодных условий (кроме этого, горелки такого типа позволяют заметно снизить расход топлива дизельного котла, а также из-за отсутствия резких температурных перепадов продлить срок службы теплового оборудования).
Автоматическое управление системой теплоснабжения хотя и требует ощутимых затрат, зато дает возможность безопасной эксплуатации котла отопления на дизельном топливе в автономном режиме, позволяет регулировать его работу в зависимости от температуры в помещении и погоды на улице. Все это приводит к экономии до 15% жидкого топлива, что в итоге окупает издержки на приобретение автоматики.
Емкость для хранения топлива следует выбирать исходя из оптимального режима ее заправки – 2 раза в год при условии непрерывной работы системы отопления за этот период на полную мощность. В продаже имеются баки из различных материалов емкостью от 500 до 2000 л, поэтому выбрать подходящий труда не составит.
Плюсы и минусы дизельного котла
К несомненным достоинствам отопительных агрегатов, работающих на солярке, относятся:
- эффективность использования топлива (КПД до 92%);
- отопители имеют высокую степень автоматизации, что делает их удобными в эксплуатации;
- котел не требует частого обслуживания и постоянного присмотра;
- на монтаж и пуск в работу не нужно столько разрешений и согласований, как при подключении к магистрали природного газа.
Теперь о недостатках. Вопреки расхожему мнению, дизельные котельные установки нельзя назвать полностью автономными. Для работы дизельной горелки с системой подачи топлива необходима электроэнергия, поэтому в регионах с частыми ее отключениями понадобится еще и генератор. Второе – необходимость выделения места под емкость с горючим и проведения комплекса противопожарных мероприятий, исключающих его возгорание, например, хорошая вентиляция помещения.
Касаемо стоимости отопительных котлов на солярке следует отметить, что она немного выше, чем у обычных газовых или твердотопливных котлов с такими же параметрами. Причина – все та же горелка с автоматизированной топливоподачей. С другой стороны, горелочное устройство пеллетного котла со шнеками тоже стоит приличных денег, а обвязка простого твердотопливного агрегата сложнее, чем у дизельного.
Формула расчета расхода топлива
Объем потребляемого автомобилем топлива можно рассчитать по формуле: Qн = 0,01*Hs*S*(1 + 0,01 х D), где
- Qн — норма потребления (в л.);
- Hs — базовый расход солярки, указанный производителем (в л. на 100 км);
- S — пробег по спидометру (в км);
- D — коэффициент, который может уменьшить или увеличить конечную цифру.
Коэффициент надо выбирать по таким параметрам, как:
- Наличие системы кондиционирования или климат-контроля — +7%;
- Эксплуатация АТС в черте города, где проживает не менее 250 000 человек — +15%;
- Пробег автомобиля более 100 000 км и срок эксплуатации 5 лет и более — +5%;
- Нормы по регионам. В зависимости от климатических условий может увеличиваться до 20%.
Также существует формула, которая позволяет рассчитать потребление топлива автомобилей за единицу времени:
Q = N*q/(1000*R*k1), где
- N — мощность мотора в л.с. (кВТ);
- q — удельный расход топлива дизельного двигателя;
- R — плотность солярки (0,85 кг/дм3);
- k1 — коэффициент, который указывает на соотношение времени работы ДВС при максимальных оборотах коленвала (%);
- Q — расход горючего (л/час).
Полученные данные водитель может использовать для таких целей, как:
- Оптимизация затрат на приобретение дизтоплива.
- Недопущение ситуаций, которые могут стать причиной нехватки горючего в дороге.
- Диагностика АТС. Проверять режим траты топлива следует 1 раз в 6 месяцев и сравнивать его с базовым значением, которое указано производителем автотранспортного средства. Существенные отклонения могут указывать на неисправности в основных узлах и агрегатах машины.