Почему шаровой кран нельзя открывать наполовину

Выбор нового вентиля подачи воды

Как только вы ответите на вопрос: «Что такое запорный клапан? второй вопрос ‘» какой клапан мне нужен?» Самые лучшие типы запорные клапаны на четверть-поворота, если у вас возникла аварийная ситуация с водопроводом (например, наводнение), вы можете быстро и легко отключить водоснабжение. Помимо того, что клапан с четвертью оборота, должен соответствовать типу труб, которые у вас есть, и легко подключаться к линии питания, имея выходное соединение в правильном направлении.

Если у вас есть металлические трубы, вы можете использовать компрессионный клапан, который будет соединяться с трубой с латунным наконечником и гайкой. Его можно установить с некоторыми плоскогубцами и ключом, поэтому обычно более легкий вариант, чем тот к которому нужно припаивать к вашей.

Зажимной клапан может быть немного дороже, но и установить его легче. Они подходят на каждый тип трубы и не требуют никаких инструментов для установки. Как следует из названия, нажимной клапан нажимает на конец трубы, а встроенная прокладка плотно прилегает к трубе, чтобы удерживать ее на месте. Они только немножко более сложны для того чтобы извлечь чем установить, и требуют меньшего дополнительного пространства между клапаном и стеной чем клапан обжатия.

Расположение ваших водяных труб и вашего приспособления подскажет нужно ли вам клапан с соединением входа и выхода в прямой линии или на угле 90 градусов от одного к другому. Если вы устанавливаете его для раковины кухни, то вы можете приобрести трехсторонний клапан, который имеет выходы к вашей раковине кухни и вашей посудомойке.

Какие бывают шаровые краны

Отличия по материалу корпуса

От него зависит режим эксплуатации и технические характеристики рабочей и окружающей среды.

Латунные изделия

Универсальный, экологичный и долговечный материал, одинаково хорошо подходит для присоединения к стальной, полипропиленовой или медной трубе. Не подвержен коррозии. Отлично работает в системах ГВС, отопления, питьевой воды, на газовых и пневматических трубопроводах. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и невозможность присоединения или ремонта с помощью сварки.

Из нержавеющей стали

Они дешевле латунных. Они более удобны при ремонте трубопроводов, поскольку их можно приваривать трубопроводу или заварить свищи и трещины. Тяжелые. По числу моделей значительно уступают латунным, да и стоимость немногим меньше.

Полипропиленовые

Отличаются малым весом и доступной ценой. Недостатком считается возможность эксплуатации только с полипропиленовыми трубами.
Все перечисленные материалы используются для изготовления как промышленных, так и бытовых моделей.

Пропускная способность

Важная характеристика. Различают полнопроходные и неполнопроходные модели. Первые называются так потому, что диаметр отверстия шара у них совпадает с диаметром трубопровода, и их пропускная способность – 100%. Сюда же относят и затворы с пропускной характеристикой в пределах от 90 до 99%.

Неполнопроходными называют:

  • полупроходные, диаметр отверстия которых на размер меньше диаметра трубы, а пропускная способность варьируется в пределах от 70 до 90%;
  • неполнопроходные – используются для уменьшения расхода воды, поскольку пропускают от 40 до 70% от полного потока.

 По способу присоединения

По этому параметру различают:

  1. Приварные модели. Присоединяются к трубопроводам электросваркой. Это надежно и герметично. Правда снять для замены сложно. Придется резать трубу. Такой способ применяется при строительстве промышленных объектов там, где все остальные способы применить невыгодно или не возможно по соображениям безопасности.
  2. Фланцевые. Выпускаются с фланцами на входе и выходе и присоединяются к ответным фланцами на трубопроводе. Как правило, используются при прокладке трубопроводов с диаметром от двух дюймов и более. Соединение простое и достаточно герметичное. При необходимости быстро разбирается и собирается.
  3. Межфланцевый. Как и предыдущий вариант, монтируется к ответным фланцам. Отличие в том, что само изделие фланцев не имеет, а просто устанавливается между фланцами трубопровода и затягивается болтами или шпильками. Есть т.н. шпилечные модели. Крепятся болтами, которые вставляются в отверстия фланцев трубопровода и вкручиваются в отверстия с внутренней резьбой в теле конструкции.
  4. Муфтовые. Присоединяются на резьбе. К достоинствам относится простота монтажа и демонтажа. Удобно использовать на трубопроводах диаметром от двух дюймов и менее. Часто применяются в бытовых инженерных сетях. Недостаток один, недостаточный профессионализм монтажника при уплотнении соединения обязательно приведет к образованию утечки.
  5. Комбинированный вариант. Сочетания перечисленных вариантов: фланец на входе и резьба на выходе или резьба с одной стороны и приварной конец – с другой.

Способ присоединения арматуры определяется на стадии разработки проекта. При этом решение о том или ином способе монтажа запорной арматуры принимается с учетом диаметра и материала трубопровода.

Типы проходов кранов шаровых

Полнопроходные краны шаровые имеют проход приблизительно равный внутреннему диаметру присоединяемой трубы. Данное исполнение позволяет снизить возникновение износа и потери давления в кране. С полнопроходным исполнением не возникает каких-либо ограничений в потоке среды, но такое исполнение более затратное по стоимости кранов. Данный вариант идеален для мест с возможным применением систем очистки и диагностики (СОД).

Краны шаровые с зауженным проходом имеют проход меньшего диаметра чем внутренний диаметр присоединяемой трубы. Данный проход создает более ограниченный поток среды, что приводит к повышенным потерям энергии

Краны шаровые с V-портом, также называемые Регулирующие краны шаровые, используются в местах, где поток среды требует регулирования в соответствии с параметрами процесса.

В данной короткой статье мы рассказали о самых основах кранов шаровых и надеемся в скором времени сможем рассказать о типах корпусов кранов шаровых, их применении, целесообразности и преимуществах тех или иных конструкций корпусов.

Кроме всего перечисленного, существует огромное количество вариантов исполнения следующих частей кранов:

  1. Седел кранов шаровых
  2. Соединительных элементов (фланцев, сварных соединений, резьбовых соединений и т.д.)
  3. Приводов кранов
  4. Исполнения со специальным исполнением количества проходов
  5. Систем промывки
  6. Систем контроля протечек

И много другого.

Какой лучше выбрать?

Выбрать смеситель бывает не просто. Ведь хочется, чтобы он был компактным, надёжным, прочно «сидеть» на рабочем месте, подходить по стилю помещению и долгое время не выходить из строя.

  1. Для кухни желательно выбрать вентильный кран из латуни, бронзы, меди с хромированным или золотым покрытием, на котором не задерживается жир, и легко смывается грязь. Такие смесители прочные и дорогие, они не подвержены окислению и ржавчине. Кран также должен иметь поворотный излив с удобной для мытья посуды высотой гусака. Цена качественного изделия начинается от 5 тыс. руб.
  2. Для ванной — корпус и излив крана должны быть выполнены из латуни, желательно наличие сменного картриджа. Это может быть шаровый смеситель, оснащённый одной ручкой-рычагом или двухвентильный кран. Многие отдают предпочтение керамическому водопроводному крану, т.е. с керамическим картриджем. В нём уплотнительным элементом является кольцо из керамики. Такие изделия лучше противостоят воздействию горячей воды, регулируются более плавно, чем краны с резиновым уплотнителем, служат долго, реже требуют ремонта и техобслуживания. Конечно при таких характеристиках, у керамического крана и цена немалая — от 4,0 до 35,0 тыс. рублей(в зависимости от производителя).
  3. Для других ситуаций. В подсобных помещениях, гараже достаточно будет недорогого одновентильного крана. Цена таких изделий варьируется от 1,5 до 3,5 тыс. руб.

Особенности

Специфика шаровых кранов в применении сферической камеры и запирающей пробки, которая имеет пропускное отверстие и при повороте на 90 градусов принимает одно из двух положений: открыто или закрыто. Материал изготовления шара варьируется, может применяться латунь, бронза, сталь и полипропилен. Выбор материала крана зависит от специфики конкретной гидросистемы.

Основными компонентами шарового муфтового крана являются:

  • корпус изделия;
  • уплотнительные прокладки;
  • механизм управления:
    • рычаг;
    • вентиль;
    • электроника;
  • запорная сферическая пробка;
  • осевой винт;
  • шток;
  • уплотнительные сферы.

Положительные и отрицательные особенности муфтовых кранов

Шаровые муфтовые краны обладают отличными эксплуатационными характеристиками, что сказалось на их популярности и повсеместном применении. К их положительным характеристикам можно причислить следующее:

  • огромный эксплуатационный ресурс, шаровые краны рассчитаны на 5 лет беспрерывного пользования, что составляет от 20 до 25 тысяч открываний/закрываний;
  • компактный размер и широкий выбор изделий с различной спецификой позволяют подобрать кран под любые нужды и использовать в самых непритязательных условиях с высоким удобством;
  • высокая надежность – краны обеспечивают полную герметичность;
  • небольшой вес – благодаря компактным размерам изделие не требует значительных затрат материала на свое изготовление;
  • устойчивость к коррозионным процессам;
  • высокая скорость перекрытия потока, особенно у консольного типа с ручкой;
  • не нуждаются в постоянном обслуживании, могут работать на протяжении длительного периода без смазки;
  • диапазон рабочих температур колеблется в пределах от – 50 до + 200 градусов;
  • небольшой коэффициент гидравлического сопротивления;
  • для производства шарового крана не нужно много материала, что делает соотношение цена/выгода от использования еще выше;
  • могут использоваться с различными типами жидкости, в том числе сильнозагрязненными, вязкими, суспензиями и пульпой;
  • простая структура дает возможность самостоятельно приобрести деталь и произвести замену;
  • не создает зону застоя.

Но также у шаровых кранов есть свои слабые стороны, к ним можно причислить следующее:

  • относительным недостатком считается наличие весьма длинного и массивного штока, из-за чего в тесных условиях могут возникнуть неудобства;
  • кран требует плавного открытия, иначе при высоком давлении может произойти гидравлический удар;
  • не может использоваться в отопительной системе с рабочей температурой более 150 С и давлением 1.6 МПа;
  • могут образовываться солевые отложения, осложняющие эксплуатацию крана в дальнейшем;
  • при плохом качестве весьма вероятно засорение шаровой пробки;
  • мелкие частицы песка и ржавчины, присутствующие в изношенных водогонных магистралях, могут повредить шар, следствием чего станет нарушение герметичности в закрытом состоянии;
  • недорогие версии шарового крана часто дают течь в течение небольшого срока после начала эксплуатации;
  • при использовании на магистрали холодной воды должна поддерживаться плюсовая температура иначе произойдет замерзание воды и разрыв крана.

Как выбрать вводной кран в квартиру

Этому вопросу я обязательно посвящу отдельную статью, здесь кратко

Понимая важность назначения вводных кранов, для правильного выбора должен быть только один критерий — надёжность

Поэтому исключите из выбора вентили из цинко-аллюминиевого сплава (ЦАМ или ZAMAK). Его часто называют силумин, но это не так, хотя силумин ещё хуже ЦАМ.

Отдайте предпочтение латунным штампованным вентилям с шаровым запором (шаровые краны). Не покупайте клапанные вентили. Они дешевле, однако быстрее изнашиваются. Вода от стояка ещё не проходит очистку грязевиками, поэтому клапанный вентиль быстро изнашивается, хотя его можно отремонтировать.

Назначение

Шаровые краны являются запорными механизмами нового поколения со своими отличительными особенностями и разными сферами использования.  Эти универсальные устройства могут применяться на трубах с диаметром разного размера. Устройство используется в системах с водой, для перемещения жидких и газообразных веществ.

Шаровые краны водяные необходимы в системах водоотведения, отопительной системе и городских коммунальных системах. Они также применяются в роли одного из элементов арматуры для регулировки водного напора. Они являются незаменимыми во всей системе трубопровода. Чаще остальных областей они имеют применение при монтаже оборудования для сантехники и отопления, газопроводов и системы водопровода.

Использование шаровых кранов возможно в широком диапазоне температур в средах с различной степенью агрессивности. Это качество обусловлено применением высококачественных стальных сплавов при изготовлении оборудования данного вида. Эти краны постепенно стали лидерами по применению.

Из чего сделан шаровой кран?

Для производства данной запорной арматуры применяют самые разные материалы:

  1. Латунь . Отличный вариант для сетей водо- и газоснабжения. Кран шаровый латунный – идеальное решение по соотношению цены и качества. Главный минус состоит в том, что он не переносит высоких температур носителя.
  2. Сталь . Такой шаровой кран является самым бюджетным и доступным вариантом, имеющим большой выбор типоразмеров. Однако, он плохо зарекомендовал себя в сетях холодного водоснабжения из-за подверженности коррозии.
  3. Нержавеющая сталь . Имеет массу преимуществ перед своими аналогами. Предпочтительный вариант в быту.
  4. Чугун . Очень тяжелый, поэтому практически не использующийся в домашних условиях.
  5. Полипропилен . Изделие из такого материала чаще других применяется для монтажа трубопроводных систем из пластика. Легкое, удобное, не подверженное коррозии и стоит недорого.

Правильный подход к перекрытию

Владельцам частных домов не стоит беспокоиться ни о ремонтных работах, ни об аварийных ситуациях, ведь у них система отопления индивидуальная. Намного сложнее людям в многоквартирных домах. Особенно трудно там, где находятся вертикально установленные однотрубные системы. Ведь при любых работах с отопительными приборами данный процесс сразу же отражается на соседях

Вот почему важно правильно перекрыть радиатор в квартире, не навредив окружающим

В отопительный сезон не допускается вмешательство в работу центральных систем дома. В виде исключения перекрытие разрешается в случаях аварийных порывов или протечек. Но если батареи подключены к общей системе правильно, то можно их отключить и в отопительный сезон, не потревожив соседей.

Это возможно, если схема подключения батарей сделана при помощи двух кранов, а также линии байпаса. Когда присоединение приборов именно такое, то последовательность работ по перекрытию простая. Для начала нужно перекрыть оба крана, а после проведения необходимых работ открыть их снова.

При правильном подключении отопительную батарею можно перекрыть в любое время, будь это лето или зима. Для этого кран и вентиль, которые расположены на врезке труб в сам коллектор, нужно закрыть. Перекрываются они по часовой стрелке, другими словами, в правую сторону. Однако не стоит забывать о других жильцах дома. Их необходимо предупредить о перекрытии заранее, а также повесить табличку на вентиле, чтобы никто не смог открыть на время ремонтных работ.

Как видно из вышесказанного, перекрыть отопление можно тогда, когда схема обвязки сделана правильно, или в случае аварии.

В аварийном случае

Если произошла аварийная ситуация, и комнату стала заливать вода, то ситуацию надо спасать. В такой ситуации не нужно думать ни о чем, а только о перекрытии воды любым способом. Так как в такой ситуации могут пострадать и соседи, которые находятся внизу.

При совсем небольшой протечке времени хватит для вызова слесаря. Если же аварийная ситуация может привести к потопу, тогда действия должны быть быстры и сконцентрированы. Для начала нужно перекрыть краны, находящиеся на подводках к батареям. Это нужно сделать даже без наличия байпаса. Если же нет запорной арматуры, тогда необходимо вызвать профессионалов и по возможности перекрыть стояк до их приезда. Чтобы это сделать, нужно спуститься в подвал и найти пункт перекрытия, то есть две трубы, находящиеся вертикально, и перекрыть.

На летний период

Делая перекрытие батареи отопления на летний период, нужно знать, что каждая система, имеющая водяное отопление, должна быть заполнена водой круглый год. Ведь если воды в трубах не будет, то туда попадет воздух, вследствие чего появляется коррозия. В системах многоквартирных домов проверить положение дел нельзя, поэтому можно только понадеяться на добросовестное отношение к работе сотрудников коммунальных служб.

Впрочем, можно и самому сделать что-то для спасения своей отопительной системы от повреждений. Для продления срока службы батарей нужно самим перекрыть вентиль на радиаторе по окончании отопительного сезона. В этом случае коммунальщики, проводя любые ремонтные работы, могут слить воду из системы, и при этом из радиаторов вода уйти не сможет.

Если радиаторы сделаны из чугуна, то не стоит беспокоиться о перекрытии, ведь этот материал не боится коррозии. Когда будет запускаться система отопления осенью, не нужно спешить открывать кран сразу в первый день. Лучше подождать и открыть на второй день, при этом спустив воздух при помощи крана Маевского. Это делается для того, чтобы трубы не засорились ржавчиной, которая перемещается по трубам.

При разных условиях

Очень часто на трубе входа стоит регулирующий вентиль. При помощи его можно перекрыть трубу, повернув его так, чтобы он находился перпендикулярно к трубе. Но все же основная задача вентиля состоит в поддержке нужного температурного режима в комнате.

Если вентиль отсутствует, а в наличии есть запорная арматура, то есть шаровые краны, то сделать перекрытие радиаторов отопления можно в любое время. При этом не нужно беспокоиться о том, что это может навредить кому-то из соседей. Необходимо только повернуть кран на входе и выходе труб. Это прекратит поток воды по радиаторам.

Такое перекрытие можно сделать в таких ситуациях:

  • при необходимости покраски их в отопительный сезон;
  • когда нужно промыть радиатор;
  • при необходимости замены любой прокладки;
  • когда требуется перекрытие на летний сезон;
  • для перекрытия и снятия батареи.

Протечки

Несмотря на высокую надежность шарового крана, посторонние частицы в потоке продукта и грязь могут привести к возникновению проблем в эксплуатации. Наиболее часто встречаются протечка через закрытый шаровой затвор, протечка по штоку и неполное закрытие крана.

Протечки по седлу

В случае протечки по седлу сначала нужно повернуть несколько раз шар в открытое и закрытое положение, если под уплотнение попал инородный предмет, седло, при повороте вытеснит его и притрется к поверхности шара. Если это не помогло, необходимо убедиться, что кран находится в полностью закрытом или полностью открытом положении. Помешать этому может грязь или инородные материалы, попавшие между упорами крана. Также возможна неправильная установка ограничительных упоров привода и неисправность самого привода.

Протечка при попадании твердых частиц между седлом и шаром

Если кран недозакрывается на 10-15 градусов, произошло заедание седел. В этом случае необходимо ввести промывочную жидкость и оставить минимум на 30 минут, чтобы она пропитала и размягчила затвердевшие осадки. Затем промыть еще раз, после этого закачать смазку и попытаться стронуть седла. Если это удастся – закачать смазку согласно процедуре, после чего выполнить 10-20 циклов открытия-закрытия крана.

Введение смазки или пасты

Если же кран открывается и закрывается до конца, а протечка продолжается, необходимо ввести смазку или уплотняющую пасту через специальные фитинги, расположенные на корпусе крана. Если фитинг неисправен или подтекает, его необходимо заменить

Внимание! При замене фитингов необходимо сбросить давление в трубопроводе

Процедура введения в седла смазки, промывочной жидкости и герметизирующей пасты одинакова. Есть лишь небольшие отличия: при промывке кран должен находиться в полностью открытом положении, если же вводится смазка или уплотнитель, шаровой кран должен находиться в полностью закрытом положении. Для введения смазки или уплотнителя необходимо специальным насосом ввести 1/16 часть от общего объема смазки, необходимого для крана данного размера, затем нужно произвести 3 цикла открытия-закрытия крана для того, чтобы седла повернулись на 45 градусов. Данную процедуру следует повторить 8 раз на каждое седло, если шаровой кран имеет только один фитинг на каждом конце, и четыре раза, если он имеет по 2 фитинга на каждом конце. Таким образом, достигается равномерное распределение смазки по седлам.

Утечка по штоку

В редких случаях встречается утечка по штоку. Это может произойти из-за ослабления затяжки нагрузочного болта или гайки штока, износу уплотнения. Величина момента затяжки важна по следующей причине: слишком большая затяжка приведет к затруднению вращения пробки шарового крана и может привести к выдавливанию уплотнений, а слишком маленький момент затяжки не приведет к обжатию уплотнения должным образом. Следовательно, произойдет утечка.

Для устранения утечки сначала необходимо проверить правильность моментов затяжки болта или гайки штока динамометрическим ключом. Если момент затяжки правильно установлен или после наладки не дает желаемого эффекта, то необходимо ввести уплотняющую пасту через специальный фитинг. Если это не помогает, то нужно заменить верхнее уплотнение штока согласно инструкции.

Устройство шара

В седле расположен главный элемент-пробка в форме шара с разным количеством полостей. Шар свободно вращается внутри седла. Внутренние устройства кранов подразделяются на полно проходные и редуцированные (стандартно проходные).

Полно проходные краны в своем устройстве имеют шар с отверстием, равным диаметру трубы. Во время прохождения жидкости в шаровых кранах в полностью открытом состоянии потери со стороны гидравлики сводятся к минимуму. Это качество обеспечило применение арматуры данного типа в качестве основного запорного устройства.

Редуцированные краны применяются в трубопроводах, где напор не играет особой роли. Шар соединяется к рычагам посредством штока. С помощью рычага производится непосредственно управление водой. На центральных участках используют краны с рычагом, а краны с бабочкой-на ответвленных частях системы.

Уплотнительные элементы из фторопласта

На раннем применении шаровых кранов для воды не обеспечивалось полное перекрывание потока. Недостаток обеспечения элементов крана металлическими деталями не давал этого достичь. Начало использования новых материалов привело в повсеместному применению шаровых кранов. Кольца для уплотнения и сантехнические прокладки теперь изготавливаются из различных материалов.

Для этих целей могут применяться сплавы металлов, резина, пластик всех видов, графит или тефлон. Еще в качестве материалов изготовления этих важных механизмов стали применяться синтетические каучуки. В то же время широкое применение находят уплотнительные элементы из фторопласта. Они обеспечивают плотность закрывания и снижают усилия, применяемые при работе с краном.

Этот материал нового поколения устойчив к агрессивным жидким и газообразным средам. В бытовом использовании его рекомендуется применять при установке полотенцесушителей и проведении газопровода.

Главным положительным качеством фторопласта является способность к выкручиванию. Проще говоря, при использовании изделия из фторопласта можно применять достаточно сильную скрутку без нежелательных последствий.

В таких кранах соединение получается герметичным за счет создания контакта посредством уплотнительного кольца. Поэтому материал изготовления колец играет важнейшую роль при дальнейшем использовании крана.

Фторопласт полностью герметизирует, придает лёгкость и плавность повороту шаровой пробки. Для закрывания или открывания в полной мере выполняется поворот под прямым углом. Рычаг поворачивает шаровой затвор крана, полностью или частично перекрывая поток.

Принцип работы

Принцип работы шарового крана для воды заключается в совмещении отверстий в пробке и корпусе крана. Отверстия совмещаются при повороте шара рычагом. Это обеспечивает совпадение отверстий и позволяет потоку протекать через совмещенные полости. Поворотом шара проход перекрывается стороной, не имеющей отверстия. При этом поток среды делает упор в стенку, и прекращается.

С помощью этого принципа можно не только полностью останавливать, но и регулировать поток. При повороте на угол меньше 90 градусов, течение перекрывается лишь отчасти.

К чему приводят ошибки при выборе

Неправильный выбор модели шарового крана чреват серьезными последствиями.

Так, если в систему холодного водоснабжения установить стальное изделие, оно может быстро (за 3-6 месяцев) прийти в негодность. Причина – повышенное содержание кислорода в жидкости, способствующее интенсивному образованию ржавчины. Для таких сетей лучше предпочесть изделия с покрытым резиной клином.

Рекомендуем ознакомиться: Фитинги для соединения гофротруб из нержавейки

Если, напротив, в системе работает носитель с высокими температурами (150°С и выше), ошибкой будет эксплуатация изделий с фторопластовым уплотнителем. Для сохранения герметичности здесь лучше подойдут краны с уплотнением типа металл по металлу.

В трубопроводных сетях, по которым циркулирует техническая вода, содержащая твердые фракции, устанавливать бытовые шаровые краны не рекомендуется. Примеси быстро выведут из строя уплотнительные кольца, и устройство перестанет правильно функционировать.

Методы проверки шаровой опоры

Существует 3 основных метода, позволяющих автовладельцу самому проверить состояние шаровой автомобиля. Первый и самый простой — не снимая колеса и даже не поддомкрачивая машину. Второй — с использованием домкрата (нужно вывешивать колеса поочередно). Третий — с использованием подъемника. Такой метод доступен правда лишь в условиях СТО, но подобный метод диагностики дает самый точный ответ на вопрос о состоянии шаровой опоры автомобиля. Также методы проверки отличаются в зависимости от того, к какому типу относится шаровая — однорычажному или многорычажному. Так что рассмотрим более детально исправность шаровой без подъемника ориентируясь лишь стук, люфт и степень износа по тому как шар болтается в корпусе.

Типы шаровых опор

Выбор метода проверки зависит от типа используемых в автомобиле шаровых опор. Как указывалось выше, они бывают двух типов, в частности:

  • Однорычажная или типа Макферсон. Конструкция выполнена таким образом, что в верхней части колесо и его ступица держится на стойке, и вместе с этим снизу опирается на рычаг, с которым контактирует шаровая опора. Такая конструкция используется в большинстве обычных бюджетных автомобилей и чаще всего описывается проверка именно такого типа устройства.
  • Многорычажная. Здесь конструкция предполагает наличие двух рычагов — верхнего и нижнего, к которым прикреплен поворотный кулак. В соответствии с тем, что рычагов два, то и шарниров имеется два, по одному с каждой стороны.

Устройство и принцип действия

Существенным недостатком обычного вентиля является скопление внутри него нерастворимых в воде соединений. Когда отложений накапливается достаточно много, вентиль начинает с трудом поворачиваться, пока его не заклинит. Задвижки не обеспечивают необходимую герметичность затвора. Кроме того, у всей запорной арматуры быстро начинают протекать сальники, выходят из строя и быстро изнашиваются подвижные детали, требуется ежегодная ревизия.

Кран состоит из корпуса и шарового затвора со сквозным отверстием, через которое свободно проходит вода. При перпендикулярном расположении отверстия относительно оси трубопровода кран закрыт. Он легко открывается и закрывается одним поворотом рукоятки. Под ручкой крана смонтирован сальниковый уплотнитель из тефлона, который легко перемещается по штоку и затягивается сверху гайкой.

Основное конструктивное преимущество кран шаровый имеет из-за отсутствия болтовых разъемов, через которые у обычных кранов происходит утечка воды. Он находит все большее применение в газопроводах и нефтепроводах.

Регулирование потока шаровым краном

Шаровой кран является запорной арматурой, поэтому на него распространяется действия п. 4.44 СП 41-101: «Применять запорную арматуру в качестве регулирующей не допускается». Многие европейские производители снимают гарантию со своих шаровых кранов, если будет известно, что ими пытались регулировать количество проходящей жидкости. Это происходит потому, что современные шаровые краны имеют достаточно тонкую стенку корпуса, которая способна выдержать заявленные в паспорте давления и температуру. Но противостоять длительному воздействию абразивных частиц дросселированного потока и кавитации, которые проявляются при попытках использовать шаровой кран в качестве регулирующего органа, стенка корпуса не может.

Разновидности вентилей

Чтобы определить положение устройства, и узнать, как открывается или закрывается вентиль, в первую очередь требуется узнать вид установленного устройства.

В бытовых системах чаще всего устанавливаются:

шаровые вентили. В корпусе устройства располагается металлический шар, который является запорным механизмом. Корпус и запорный элемент, как правило, изготавливаются из прочных металлов (латуни, стали, бронзы), что обеспечивает длительный период использования устройства;

Вентиль с запорным механизмом в виде шара

пробковые вентили. Запорными элементами в данном типе устройств являются пробки цилиндрической или конусной формы. Корпус пробкового вентиля также изготавливается из высокопрочного металла. Устройство запорного механизма позволяет использовать вентиль в трубопроводах с агрессивными средами.

Вентиль с цилиндрической пробкой

В большинстве случаев шаровые вентили устанавливаются на системы отопления и водоснабжения, а пробковые вентили на газопровод.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий